Пожалуй, у большинства из нас были такие ситуации, когда важно было услышать эти вселяющие надежду и веру слова. Именно в службу скорой медицинской помощи звонят люди в самые тяжёлые моменты, когда жизнь висит на волоске, и помощи ждать, казалось бы, не от кого. И скорая выезжает…
В преддверии профессионального праздника тех, кто спешит на помощь людям по первому зову, корреспондент нашей газеты побывал в отделении скорой медицинской помощи центральной районной больницы. В беседе с исполняющим обязанности заведующего отделения Павлом Грицаем вели речь о многом: об отделении, о трудностях и проблемах, с которыми медикам приходится сталкиваться, а также вспомнили нелегкие для нашей страны времена, связанные с пандемией, ставшей для людей в белых халатах, в том числе для работников «неотложки», проверкой на верность профессии, говорили о взаимовыручке в коллективе, взаимоуважении с пациентами …
Руководитель
Павел Олегович устроился на должность фельдшера выездной бригады скорой помощи в 2011 году, сразу после окончания медицинского техникума. С 2018 года занимает пост исполняющего обязанности заведующего отделением, который успешно совмещает с должностями старшего фельдшера и фельдшера выездной бригады.
– Порой, работать бывает сложно, – говорит руководитель, – но благодаря своим сотрудникам, которых уже могу назвать верными друзьями, справляюсь с трудностями. Уезжая в командировки, уверен, что в отделении будет всё в порядке.
Отделение скорой медицинской помощи
– У нас трудится 26 сотрудников: 12 фельдшеров, 4 диспетчера по приёму и передачи вызовов, 10 водителей, – рассказывает Павел Олегович. – Работаем сутками – с 9:00 до 9:00. Ежедневно на смене 3 поста, то есть 3 фельдшера и 3 водителя. Персонал очень компетентный и ответственный, все знают своё дело. Не так давно мы приняли на работу четырёх молодых сотрудников. Ребята быстро обучились, усвоили нюансы нашей профессии и стали грамотными специалистами в своём деле.
В автопарке 5 машин: две новые «Газели», «УАЗ Профи», «ГАЗ Соболь» и старенький «УАЗ», в народе называемый «буханкой» – мы его дооснастили, и он полноценно участвует в работе, но надеемся в обозримом будущем заменить его на новый автомобиль. «Тяжёлых» больных стараемся транспортировать в Новосибирск на «Газелях», так как они мягче и комфортнее.
Как осуществляется вызов
– Вызовы принимает диспетчер, – делится информацией Павел Грицай. – Он выясняет причину обращения, ФИО, адрес, на который нужно отправить машину. Все данные заносятся в компьютер. Диспетчер передаёт фельдшеру информацию о вызове, и машина выезжает. Согласно нормативам, интервал между принятием вызова и отправлением автомобиля должен составлять не более 4 минут. Без ложной скромности скажу, что наши ребята укладываются в 2-2,5 минуты. Если в отделении никого нет, то диспетчер передает информацию по рации. Машина, которая первая освобождается, сразу едет оказывать помощь. Вызовы делятся по категориям. В первую очередь мы выезжаем на тяжёлые случаи, такие как аварии, инфаркт, инсульт, различные ранения. Если ситуация требует большего числа людей, то на машине едут два фельдшера, либо отправляем 2 автомобиля.
Работа отделения во время пандемии COVID-19
– Во время пандемии было очень тяжело. Читатели помнят, некоторые медработники уходили из отрасли. Это было своего рода испытанием на верность профессии, людям, которые ждали нашей помощи, – с горечью вспоминает Павел Олегович. – Но оставались самые надёжные, на которых можно положиться. У нас были три «ковидные» бригады, по одной в смене. Они обслуживали все вызовы с симптомами коронавируса, будь то повышенная температура или потеря обоняния. Я сам работал в одной из бригад. У нас была спецодежда: маски, шапочки, костюмы, перчатки. Для того чтобы минимизировать заражение, одежду постоянно меняли. Ездили по вызовам – измеряли у пациентов температуру и сатурацию, при необходимости делали укол литической смеси. В последний год пандемии нам дали полномочия назначать антибиотики и другие препараты. Если больной был «тяжёлый», то сначала везли его в фильтр-бокс, а оттуда в инфекцию либо в реанимацию. Внутрибольничным перемещением тоже скорая помощь занималась. Иногда попадались такие пациенты, что приходилось обращаться за помощью к сотрудникам других отделений. У нас в больнице принято помогать друг другу, ведь в нашей профессии без взаимовыручки никуда.
Запоминающиеся моменты из практики
– На самом деле интересных моментов было много, – говорит медработник. – Например, вызывает как-то дочь своей восьмидесятилетней маме скорую. Диспетчер вызов приняла, я поехал. На тот момент большого опыта у меня не было. Осмотрел бабушку – у неё ноготь большого пальца левой стопы сильно впился в кожу. Это вызвало сильный отёк и гиперемию. Дочь, мягко говоря, очень настаивала, чтобы мы отвезли старушку в больницу. Я взял ножницы, подстриг пациентке ноготь, обработал палец и наложил асептическую повязку. Мне сказали спасибо, извинились за грубость и претензии.
Был случай, когда наркозависимые набрасывались на меня с ножницами, потому что я не давал им нужные препараты. Благо, всё обошлось. У нас даже одного фельдшера закрывали в доме и вымогали у него наркотические средства. Сейчас мы знаем этих неадекватных пациентов и ездим к ним только в сопровождении сотрудников полиции.
На вопрос «Есть ли у медиков свой сленг?», Павел Олегович с улыбкой отвечает:
– Конечно, как и у работников большинства профессиональных сфер, у нас тоже имеются свои выражения. Их много, сразу все и не вспомнишь. Например, давка – это давление, волокуши – носилки, уши – фонендоскоп, утюги – дефибриллятор, шоки – бригада реанимации, толик – человек без сознания, лежащий на улице.
Пожелания пациентам
– Хотелось бы в первую очередь пожелать всем здоровья! А также попросить, чтобы они были немного вежливее, меньше ругались, не говорили грубостей. Особенно это касается людей в алкогольном опьянении – мы стараемся им помочь, но, несмотря на это, получаем массу необоснованных претензий и упреков в свой адрес, причём, не в самой мягкой форме. Пациентов, которые любят звонить по несколько раз подряд с вопросом: «Ну, где вы там?», я хочу уверить, что мы про них не забываем и стараемся приехать на вызов максимально быстро. Автомобилистов я попрошу, чтобы всегда уступали дорогу нашим машинам с включенными проблесковыми маячками и сиреной. Ведь от этого может зависеть чья-то жизнь.
Поздравления
Со страниц нашей газеты Павел Грицай поздравил сотрудников своего отделения, а также всех работников скорой медицинской помощи с профессиональным праздником:
– Дорогие коллеги, от всей души поздравляю вас! Желаю крепкого здоровья, удачи и успехов в нашей непростой работе. Поддерживайте, выручайте друг друга – ведь без этого в нашей профессии никак! Искренне благодарю вас за верность своему делу и помощь, которую вы оказываете людям!
На снимке: исполняющий обязанности заведующего отделением скорой медицинской помощи Павел Грицай, фельдшеры выездной бригады: Сергей Сумин, Марина Лесогор, Ольга Аверина.