И спрос с тебя строгий, и честь высока…

Старшее поколение помнит время, когда учитель пользовался непререкаемым авторитетом, потому он был единственным грамотным на селе человеком. Оставаясь по-прежнему под прицелом внимания односельчан, в наши дни для того, чтобы тебя уважали, учителю мало иметь хорошее образование и быть профессионалом. Буквально на всё обращают внимание селяне: на манеру общения, на внешний вид, на то, как ведётся твоё домашнее хозяйство, и даже на те мелочи, которые не замечают у других и у самих себя…

С уверенностью могу сказать, что наши коллеги – ветераны Чаинской средней школы Тамара Александровна Герасимова и Любовь Даниловна Ошлыкова с честью прошли испытания «сельской местностью».

Судьбы их похожи. Обе родились в многодетных семьях в д. Мальково. Родители работали в совхозе и своих детей с ранних лет они учили трудолюбию, ответственности, уважению к старшим, к родителям. Девочки следили за младшими братьями и сестрами, помогали мамам содержать в порядке дом, выращивать овощи, готовить и рукодельничать. Мальчики, подрастая, вместе с отцами ухаживали за скотом, ловили рыбу. Мальковские дети рано становились самостоятельными. В деревне была малокомплектная школа, и детвора училась в ней только до четвертого класса. Многие с благодарностью вспоминают свою первую учительницу Нину Ивановну Волгину, и многие девочки хотели быть на неё похожими. У неё, казалось, даже голос был особенный: звонкий и нежный, узнать его можно было из тысячи. Она учила юных земляков не только читать и писать, а всему, что может им пригодиться в жизни, старалась увлечь внеклассной работой: они пели, читали стихи, мастерили украшения к праздникам, шили костюмы, выступали перед односельчанами… По окончании начальной школы дети продолжали обучение в Чаинской, и важно было, чтобы они чувствовали себя более уверенными в новой для них большой двухэтажной школе с огромным спортивным и актовым залами, большими кабинетами, чтобы легко влились в коллектив незнакомых им одноклассников и учителей. Жили ученики из других деревень в интернате, где все по режиму. Домой ездили только на выходные.

Тамара Александровна вспоминает, что многие нашли родного человека в лице ночной няни, которую все звали тётя Клава. С ней можно было пооткровенничать, ей можно было пожаловаться.

 Обе девочки старались хорошо учиться, принимали участие во внеурочной деятельности, уверенно шли к своей цели: стать учителями начальных классов.

 Они с удовольствием вспоминают школьные годы, которые запомнились пионерскими кострами, сбором картофеля на совхозном поле, поездками по городам России, праздничными вечерами, а ещё выступлениями школьного хора на зональных смотрах, которым дирижировала Валентина Васильевна Сеник…

Незаметно пролетели школьные годы. Одна за другой девушки поступили в Карасукское педагогическое училище. С разницей в два года – Тамара постарше Любы. Вспоминают сегодня, что, самым сложным в обучении была практика: как тебя встретят ученики, станут ли слушать студентку, какую оценку за открытый урок поставят опытные преподаватели. Но и с этой задачей наши землячки справились успешно. Закончив педучилище, возвратились на малую родину.

И вот Тамара Александровна первого сентября переступает порог Михайловской малокомплектной школы. И неизвестно, кто в этот день волновался больше: первая учительница или её ученики. Она тогда не думала, что деревня станет её второй малой родиной. Но судьба распорядилась по-своему: здесь она встретила будущего мужа, поженились. Вместе с Владимиром Петровичем Герасимовым вырастили двух дочерей. Сегодня у Тамары Александровны за плечами 40 лет педагогического стажа – именно столько лет она учила михайловскую детвору грамоте.

 «Ты в школе и в школе!» – бывало, говорили ей родные. Действительно, школа для неё была на первом месте. Старалась увлечь девчонок и мальчишек учебой, поэтому ни один урок не повторял другой. Любила, чтобы во всём был порядок. С годами приходил опыт. Требовательна была к себе и к ученикам. Понимала, что они стараются во всём на неё походить. И сейчас, по словам односельчан, образцовое состояние усадьбы, где живёт Тамара Александровна с семьёй, является примером для многих михайловцев.

А Любовь Даниловна после окончания педучилища вернулась в Чаинскую школу. Фёдор Матвеевич Жерносенко принял её на должность учителя начальных классов сначала в Чаинскую, а затем перевёл в Мальковскую.

«Где родилась, там и живу, и счастлива!» – говорит Любовь Даниловна. Как когда-то её первая учительница, она старалась, как можно больше времени проводить с учениками. Даже родные дети (а их в семье было трое) немного ревновали её к школе. Кстати, младшая Елена пошла по стопам мамы. Закончив Новосибирский педуниверситет, «заменила» маму в Мальковской школе.