Из книги Виктора Крестелева «На Купинской земле»

Дорога приносит жизнь, создает условия для развития. Это показано временем. Так, Транссибирская магистраль открыла новую страницу в становлении экономики, культуры и общественной жизни Сибири и Дальнего Востока. Она связала ранее оторванные от мировой цивилизации районы с центром России и далее – с Европой. С открытием Сибирской линии в наш край потоком пошли люди. Если в 1885 году в Томской губернии проживало 1 104 904 человека («Записки военной статистики России»), то в 1907 году, по данным «Обозрения Российской империи сравнительно с важнейшими государствами», губерния насчитывала уже 2 278 800 человек.

В нашем Купине к началу строительства железнодорожной ветки Татарск – Павлодар (1912 год) числилось 1594 жителя. Через десять лет стало в два раза больше. «Чугунка» потребовала рабочую силу на строительство ремонтных мастерских и цехов, обслуживающих путь.

Первой начала жизнь в Купине 12 дистанция пути – уже в 1915 году. «Вооружение» у путейцев было весьма примитивное: слесарная мастерская и кузница в вагончиках. В первой – сверлильный станок, во второй – мех. Вот и вся механизация. Грузили рельсы вручную, под команду «раз-два, взяли!» Исправность линии проверялась ударом молотка по рельсу. Бывший рабочий дистанции Федот Павлович Дубикин вспоминал: «Рабочие жили в примитивных землянках, дорожные мастера – на остановочных пунктах. Ежедневно в определенные часы мастер приходил к дежурному по станции, где существовала подстанционная связь, получал распоряжение от начальника дистанции о дальнейшей работе. Чтобы дать работу бригадиру, дорожный мастер посылал письмо через путевых обходчиков. А если была необходимость, то посылал и нарочного. Бумага была редкостью. Мастер писал ход работы (рапортичку) на фанерной лопате и отправлял с обходчиком. С лопаты счетовод все переписывал в журнал.