Ход контрактации дорожных объектов в очередной раз стал темой обсуждения комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике. На этот раз с участием представителей руководства районов.
Проблема контрактации дорожных объектов не уходит из повестки комитета на протяжении уже нескольких месяцев.
«Была поставлена задача до 31 марта отконтрактоваться на 95 %, – напомнил председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко. – Последний срок – 1 июня. Если нет – предлагается снимать лимиты. Как будете тогда объясняться с населением?» – обратился парламентарий к приглашенным и участвующим в заседании в режиме видеоконференцсвязи руководителям. Ситуация, действительно, вызывает опасения. Так, в Барабинском районе до сих пор не законтрактовано 89 % запланированных к выполнению в этом году дорожных объектов, в Каргатском районе – 65 %, Искитимском – 75 %, Мошковском – 100 %, Новосибирском – 78 %, Чановском – 91 %, р .п. Кольцово, городах Обь, Искитим – 100%.
«Что нам, ждать, пока пойдет снег? Пусть руководители признают – не можем, не справляемся. Тогда давайте деньги отдадим тем, кто может!» – озвучил возможный вариант Валерий Ильенко.
«В июне планируем контрактацию выполнить по оставшимся двум контрактам, – объяснил происшедшее замглавы Барабинского района Андрей Паренко. – В марте проводили торги, к сожалению, участников не было. Провели индексацию сметы. Обратились в министерство, чтобы с районом было заключено допсоглашение. После этого документация в УКСИСе в работе».
«Один из основных проблемных вопросов муниципальных образований – выполнение проектных работ, – включился в обсуждение депутат Александр Барсуков. – Объемы небольшие, проектировщики идут неохотно на объекты муниципальных образований. Второе, когда готовят технические задания – специалистов в районах особых нет – допускают серьезные ошибки. По некоторым районам подрядчики просто не выходят на торги, так как стоимость занижена. Выход – надо заранее заниматься проектной документацией». По мнению депутата, если уж снимать с районов деньги, надо передавать средства не просто на областные объекты, а таким же районам, которые выполнили свои задачи.
Заместитель председателя комитета Сергей Титков назвал цифры этого года: из областного бюджета муниципальным районам выделены субсидии в общей сумме 2 млрд 700 млн рублей. Городским округам – 2 млрд 440 млн рублей. Итого субсидия из областного бюджета 5 млрд 140 млн рублей.
«Я помню, когда муниципальным бюджетам выделялось – 0. Наш комитет был инициатором того, чтобы из областного бюджета выделялись районам деньги на дорожные объекты. Те, кто сделали проектно-сметную документацию в 2022 году, уже заключили договоры на 100 %. Более того, муниципалитетам дается право – заключать договоры в счет денег 2024 года, даже 2025-го. И кто выполнит – работы будут профинансированы».
Описывая ситуацию по строительству моста, первый заместитель главы Ордынского района Юрий Краус, заметил, что за два года продольные мостовые балки подорожали в два раза. В 2020 году проект оценивался в 64,7 млн рублей, теперь – 92,7 миллиона.
«Проблемы подрядчиков в том, что торгуем летом. У подрядчиков есть планы. Сейчас щебень, битум, другие материалы идут по наивысшей цене, стоят в два раза дороже. Почему нельзя отторговать объект осенью? – продолжил тему министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский. – Надо было раньше откорректировать проектно-сметную документацию и провести торги. Бюджет трехлетний, торгуйте 2024 год, 2025 – заранее. Мы подписываем с районами трехлетние соглашения».
Вопрос финансирования местных дорог подняла заместитель председателя комитета Елена Тырина, напомнив, что в соответствии с бюджетом области 45 % транспортного налога остаются в муниципалитетах. «При этом недоимка на начало 2023 года составила 363 млн рублей. Это как раз те деньги, которые могли бы пойти на сельские дороги. Нужно объединить усилия по сбору транспортного налога, чтобы на сельские дороги было больше средств», – предложила депутат.
«Вопрос контрактации с повестки не снимается, – резюмировал обсуждение председатель комитета Валерий Ильенко. – Результаты настойчивости депутатов и Министерства налицо. Сравнивая ситуацию за последние три года, мы видим, что картина кардинально изменилась. Если в 2020-2022 годах ТУАД отторговался к середине июня, то в этом году 100 % было отконтрактовано 10 апреля. Такого никогда не было! ТУАД сегодня проводит торги 2024-2025 годов. В муниципальных районах картина тоже значительно улучшилась. Да, есть проблемы с проектно-сметной документацией, не хватает специалистов, сложности с подрядчиками. Но эти вопросы главам районов необходимо задавать самим себе, и самим на них отвечать. Мы видим проблемы, которые следует решать депутатам. Но ответственность за выполнение дорожных объектов, в первую очередь, на главах муниципальных образований. В том числе они несут прямую ответственность за проведение торгов», – подчеркнул Валерий Ильенко.