Никогда и никому не передавайте свои персональные данные
Мошенничества с использованием средств сотовой связи совершаются в основном путём сообщения гражданам заведомо ложной информации.
Например, вам сообщают, что кто-то из близких попал в неприятную ситуацию, чаще всего в ДТП, и ему грозит наказание в виде ареста. Для «благополучного решения» этого вопроса необходима определённая сумма денег. Передать её надо «должностным лицам», и лучше всего это сделать через терминал.
В данном случае в первую очередь необходимо не поддаваться панике, связаться лично или через других близких со своим родственником, якобы попавшим в эту ситуацию, чтобы узнать, всё ли у него в порядке. Как правило, у него действительно всё в порядке.
Такие факты мошенничества были особенно популярны лет 10-15 назад, но как показывает прошедший 2023 год, они возобновились по всей России, в том числе и в Новосибирской области.
Удивительно, что люди, на проверив информации, передают конверты с деньгами третьим лицам за якобы оказание услуг в отношении родственников.
Также участились случаи мошенничества такого рода, когда приходит смс-сообщение или осуществляется звонок от якобы сотрудников банка о том, что «ваша карта заблокирована», либо вам сообщают, что на ваше имя мошенники оформляют кредиты, и чтобы предотвратить данную ситуацию, либо разблокировать карту, необходимо выполнить ряд действий, не посещая офис банка. В частности, просят сообщить номер банковской карты, одноразовый код, который придёт в смс.
Никогда не выполняйте подобные требования, так как сотрудники банка по телефону никогда не запрашивают ваши персональные данные, номер вашей карты, код из смс. Это отслеживается службой безопасности.
Разговор с псевдо банковскими работниками необходимо прекратить и обратиться на горячую линию либо в филиал своего банка за консультацией.
В кредитных организациях отмечают, что если по картам клиентов фиксируются подозрительные операции, то счёт блокируется автоматически. Поэтому подтверждая коды из смс, называя свои номера, прежде всего вы, даёте мошенникам доступ к вашим онлайн-банкам, к кредитным историям и т.д.
И ещё! В настоящее время такие звонки поступают через мессенджер WhatsApp. Через данный мессенджер банк никогда не работает, поэтому все звонки по WhatsApp – это звонки мошенников!
Массовый характер приобрёл новый способ мошенничества – через сайт «Госуслуги». Схема его такова: вам поступает звонок, лицо представляется специалистом техподдержки Госуслуг, называет ваши фамилию, имя, отчество и сообщает, что ваш личный кабинет атакуют мошенники и лучше его заблокировать, либо он уже взломан.
Были факты, когда звонившие представлялись сотовым оператором и предлагали «пролонгировать» номер телефона, чтобы его не отдали другому абоненту. Лжепредставитель сотовой кампании поясняет, что пролонгировать абонентский номер можно через сайт «Госуслуги». Для этого нужно продиктовать код из пришедшего сообщения. Передав данный код мошенникам, вы позволяете им получить доступ к имеющейся информации в вашем личном кабинете пользователя Госуслуг. Добравшись до него с вашей помощью, они могут провести за вас самые разные финансовые операции. Причём, при подтверждении своего кода и входа третьим лицом под вашим кодом, то вы уже на свой сайт госуслуг не сможете зайти. В этом случае вам необходимо не поддерживать разговор, а обратиться на горячую линию госуслуг. Самой очевидной опасностью является взятие кредита на владельца взломанного аккаунта.
Сотрудники госуслуг никогда не звонят самостоятельно, если гражданин ранее не оставлял заявку на сайте. У граждан возникает вопрос, каким образом мошенники сумели раздобыть данные. Во-первых, некоторые из них есть в открытом доступе, те же самые номера телефонов привязаны к соцсетям. Во-вторых, некоторые компании не следят за безопасностью данных, и мошенники, используя уязвимость, воруют информацию. Так данные могут «утечь», например, из различных служб доставки, мобильных банков, сервисов лояльности магазинов.
Иногда мошенники звонят и представляются сотрудником правоохранительных органов либо прокуратуры. следственного комитета, диктуют всевозможные адреса, расположенные на территории нашей области, называя номера, несуществующие либо существующие фамилии сотрудников тех или иных служб. Вы должны понимать, что необязательно вам звонят с органов внутренних дел либо с той или иной службы, и, как минимум, должны перепроверить – позвонить в местный орган полиции и лично убедиться, что вас вызывают и с какой целью. Сотрудники полиции либо другой структуры никогда таким образом вас вызывать не будут, мотивируя угрозами.
Уважаемые граждане Купинского района, если вы поддерживаете разговор с лицом, позвонившим вам с неизвестного номера и вступаете с ним в диалог, он понимает, что вы ему доверяете, а значит, попадаете на закинутый крючок, то мошенник постарается убедить вас назвать свои счета, подтвердить коды. Он ведь для этого вам и звонил.
Никогда никому не передавайте свои персональные данные!
Алексей Деревянченко, заместитель начальника Отдела по Купинскому району – начальник следственного отдела.