В редакцию прислали вот такой материал, который содержит традиции новогоднего праздника.

Предлагаем его вашему вниманию

Это Трубичино под Великим Новгородом. Там работает мастерская, где стеклянные ёлочные игрушки делают круглогодично, почти без выходных.

Чем занимается мастерская?

В Великом Новгороде сразу пять мастерских, где рождаются новогодние украшения. Одна из них — «Рождественское яблоко». Стеклянные ёлочные игрушки здесь делают вручную и по старинной технологии. Объёмы у такого производства небольшие, зато даже в двух «одинаковых» изделиях можно найти отличия.

«Каждый шар у нас идеально неровный», — говорит создатель мастерской Дмитрий Богачёв. Игрушки из одной серии могут слегка отличаться по размеру, форме и росписи — как раз потому, что производство полностью ручное.

Со стеклом работают вот как:

— Сначала берут специальную заготовку — длинную стеклянную трубку.

— Потом её нагревают. Раньше стеклодувы использовали для этого печь, а потом перешли на горелки. Сначала были керосиновые, а теперь вот газовые:

Эта работает на пропане. Чтобы разогреть стекло достаточно сильно, туда дополнительно подают воздух. Есть и более сложные горелки, которые греют ещё сильнее.

Стекло буквально за пару секунд становится мягким и начинает тянуться как карамель. В этот момент от него отпаивают кусочек нужного размера: чем крупнее будет шарик, тем больше для него нужно стекла. Отпаянную часть называют пулей.

— Дальше пулю с одной стороны запаивают, а с другой оставляют «усик». Это такой длинный выступ, за который игрушку будут держать другие мастера по ходу производства.

— Теперь всю пулю нужно разогреть. Это важно делать равномерно, постоянно вращая заготовку в руках. Используют ту же самую горелку, как и вначале.

— Поговорка «И в ус не дует» точно не про стеклодувов. Вот кто-кто, а они как раз-таки дуют. И дыхалка тут нужна очень сильная: главное, дуть в ус равномерно и спокойно, а ещё чувствовать огонь и стекло.

В этот момент, пожалуй, легче всего ошибиться: сделать корпус будущей игрушки кривым, слишком толстым или, наоборот, тонким. В процессе пуля начнёт раздуваться и превращаться в шарик. Ну или ещё во что-нибудь.

Например, вот что бывает, если дунуть слишком сильно.

Это стекло уже сверхтонкое — такое можно безболезненно смять руками почти без риска порезаться. Субстанция крошится на что-то вроде стекловаты.

Вообще, стеклянные ёлочные игрушки бывают свободной выдувки или формовые. Свободная выдувка — это как раз шары, а ещё всякие сосульки и грибы, например. Их делать сложнее всего, потому что стеклодуву нужно самому контролировать размер, форму и прогрев стекла. А вот с формовыми дела уже проще. Там принцип такой: стекло помещают в специальный трафарет и только потом начинают дуть. Форма не даёт стеклу раздуться слишком сильно, поэтому ошибиться гораздо сложнее. Вот, например, форма для игрушки в виде шишки.

— И момент истины — готовый шарик нужно проверить по размеру. Тут помогают две пластины с отверстиями. Одно — чуть шире нужного диаметра шарика, а другое, наоборот, чуть уже. Получается, сквозь первое игрушка должна пройти, а во втором застрять.

Если размер не подходит или с шариком ещё что-то не так, то он отправляется вот в такое ведро.

Стеклодувы учатся своему ремеслу долго.

Верхний ряд шариков — залакированные без серебрения. А ряд под ними — залакированные с серебрением. Третий сверху — без серебрения. А под ним — снова с серебрением.

Вообще-то, современные технологии позволяют наносить металл не изнутри, а снаружи корпуса игрушки — так и дешевле, и продуктивнее. Но тогда на выходе шарик получается не таким ярким, как при нанесении серебра изнутри. Это потому что нет тоненькой стеклянной прослойки, которая преломляет свет.

Некоторые игрушки могут «отстранить» от металлизации — всё зависит от творческого замысла мастера. Вот, например, этот чайник так и остался прозрачным. Тут сыграли на другом и добавили внутрь наполнитель в виде «заварки».

3. Лакировка

Дальше шар берут за ус и опускают в лак, а потом выставляют сохнуть. Игрушка стоит строго вертикально, чтобы лак распределился равномерно. Лишний по ходу дела сливается вниз. Сохнет всё это дело минут 15–20.

После лакировки у шара появляется базовый цвет, а уж какой именно — зависит от лака.

Сейчас художник мастерской Ольга Верес делает партию шариков с белками.

Сначала на всех заготовках она рисует силуэт зверька. «Нарисовала — отложила, нарисовала — отложила», — объясняет она. Потом на всех точно так же — веточки. Потом только прорисовывает везде фон и заполняет контуры цветом. Даже блик в зрачке проставляет всем белкам разом.

Художники здесь работают без трафаретов — то есть контур рисунка наносится на глаз. Вот почему на выходе у Ольги получится не 30 клонов одной и той же белки, а 30 немножко разных белок. По наблюдениям Ольги, игрушки из серии «Лесные жители» особенно нравятся покупателям. В мире росписи ёлочных игрушек она вообще часто выступает именно как художник-анималист. «Всё зверьё на мне», — говорит Ольга. А «всё зверьё» — это, между прочим, не только белки, но ещё и олени, лоси, зайцы, глухари, ежи, совы…

Партию шаров с белками в 30 штук Ольга будет делать два дня. Рисунок считается несложным. А бывает ведь, что только одну игрушку приходится расписывать два дня. Вот прямо как в случае с этим драконом.

Если присмотреться, то видно, что тут очень много деталей. Любовь к прорисовке мелочей у Ольги давно — раньше она занималась лаковой миниатюрой, где важен буквально каждый штришок. Так что некоторые её изделия лучше рассматривать, вооружившись лупой. Только тогда видно, насколько детально прорисована картинка.

Теперь, когда игрушка расписана, дело за малым: осталось отрезать ус, надеть колпачок и вставить концевик. Шар можно вешать на ёлку.