И спрос с тебя строгий, и честь высока…
Старшее поколение помнит время, когда учитель пользовался непререкаемым авторитетом, потому он был единственным грамотным на селе человеком. Оставаясь по-прежнему под прицелом внимания односельчан, в наши дни для того, чтобы тебя уважали, учителю мало иметь хорошее образование и быть профессионалом. Буквально на всё обращают внимание селяне: на манеру общения, на внешний вид, на то, как ведётся твоё домашнее хозяйство, и даже на те мелочи, которые не замечают у других и у самих себя…
С уверенностью могу сказать, что наши коллеги – ветераны Чаинской средней школы Тамара Александровна Герасимова и Любовь Даниловна Ошлыкова с честью прошли испытания «сельской местностью».
Судьбы их похожи. Обе родились в многодетных семьях в д. Мальково. Родители работали в совхозе и своих детей с ранних лет они учили трудолюбию, ответственности, уважению к старшим, к родителям. Девочки следили за младшими братьями и сестрами, помогали мамам содержать в порядке дом, выращивать овощи, готовить и рукодельничать. Мальчики, подрастая, вместе с отцами ухаживали за скотом, ловили рыбу. Мальковские дети рано становились самостоятельными. В деревне была малокомплектная школа, и детвора училась в ней только до четвертого класса. Многие с благодарностью вспоминают свою первую учительницу Нину Ивановну Волгину, и многие девочки хотели быть на неё похожими. У неё, казалось, даже голос был особенный: звонкий и нежный, узнать его можно было из тысячи. Она учила юных земляков не только читать и писать, а всему, что может им пригодиться в жизни, старалась увлечь внеклассной работой: они пели, читали стихи, мастерили украшения к праздникам, шили костюмы, выступали перед односельчанами… По окончании начальной школы дети продолжали обучение в Чаинской, и важно было, чтобы они чувствовали себя более уверенными в новой для них большой двухэтажной школе с огромным спортивным и актовым залами, большими кабинетами, чтобы легко влились в коллектив незнакомых им одноклассников и учителей. Жили ученики из других деревень в интернате, где все по режиму. Домой ездили только на выходные.
Тамара Александровна вспоминает, что многие нашли родного человека в лице ночной няни, которую все звали тётя Клава. С ней можно было пооткровенничать, ей можно было пожаловаться.
Обе девочки старались хорошо учиться, принимали участие во внеурочной деятельности, уверенно шли к своей цели: стать учителями начальных классов.
Они с удовольствием вспоминают школьные годы, которые запомнились пионерскими кострами, сбором картофеля на совхозном поле, поездками по городам России, праздничными вечерами, а ещё выступлениями школьного хора на зональных смотрах, которым дирижировала Валентина Васильевна Сеник…
Незаметно пролетели школьные годы. Одна за другой девушки поступили в Карасукское педагогическое училище. С разницей в два года – Тамара постарше Любы. Вспоминают сегодня, что, самым сложным в обучении была практика: как тебя встретят ученики, станут ли слушать студентку, какую оценку за открытый урок поставят опытные преподаватели. Но и с этой задачей наши землячки справились успешно. Закончив педучилище, возвратились на малую родину.
И вот Тамара Александровна первого сентября переступает порог Михайловской малокомплектной школы. И неизвестно, кто в этот день волновался больше: первая учительница или её ученики. Она тогда не думала, что деревня станет её второй малой родиной. Но судьба распорядилась по-своему: здесь она встретила будущего мужа, поженились. Вместе с Владимиром Петровичем Герасимовым вырастили двух дочерей. Сегодня у Тамары Александровны за плечами 40 лет педагогического стажа – именно столько лет она учила михайловскую детвору грамоте.
«Ты в школе и в школе!» – бывало, говорили ей родные. Действительно, школа для неё была на первом месте. Старалась увлечь девчонок и мальчишек учебой, поэтому ни один урок не повторял другой. Любила, чтобы во всём был порядок. С годами приходил опыт. Требовательна была к себе и к ученикам. Понимала, что они стараются во всём на неё походить. И сейчас, по словам односельчан, образцовое состояние усадьбы, где живёт Тамара Александровна с семьёй, является примером для многих михайловцев.
А Любовь Даниловна после окончания педучилища вернулась в Чаинскую школу. Фёдор Матвеевич Жерносенко принял её на должность учителя начальных классов сначала в Чаинскую, а затем перевёл в Мальковскую.
«Где родилась, там и живу, и счастлива!» – говорит Любовь Даниловна. Как когда-то её первая учительница, она старалась, как можно больше времени проводить с учениками. Даже родные дети (а их в семье было трое) немного ревновали её к школе. Кстати, младшая Елена пошла по стопам мамы. Закончив Новосибирский педуниверситет, «заменила» маму в Мальковской школе.
В связи с приближающимися новогодними праздниками Отделение СФР по Новосибирской области до конца декабря перечислит…
Ещё несколько десятилетий назад общество имело лишь смутное представление об аутизме. По данным Всемирной организации…
Сегодня многие не могут представить себе любимый праздник без этих вкусных и полезных фруктов В…
«Промышленный туризм совместим с другими видами туризма, над развитием которых мы работаем. Маршруты построены с…
Специалисты Алтайского филиала ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества продукции агропромышленного комплекса» предупреждают об…
Директор акционерного общества «Степноозерный» Иван Прохоров только вошел в кабинет, как зазвонил телефон. — Иван…