Тема раннего развития ребёнка популярна в современном обществе. Всевозможные развивающие центры предлагают услуги, рекламируют дорогостоящие пособия и игрушки. Индустрия детского развития процветает! От обилия программ, новомодных методик у родителей голова идёт кругом: «Что делать? Куда ребёнка записать? Где больше пользы? Или не лишать его детства, придёт время – всему научится». Как найти золотую середину в этом вопросе, стоят ли результаты потраченных сил и ресурсов? Об этом и пойдёт сегодня речь. В раннем развитии ребёнка есть свои плюсы и минусы.

Чем больше новых знаний получает малыш в раннем возрасте, тем выше уровень его любознательности, развит интеллект и социальные навыки. В играх развивается мышление, память, речь. Различные виды продуктивной деятельности (лепка, рисование), занятия музыкой помогают уже в раннем возрасте раскрыть способности и таланты ребёнка. Кроме того, первые успехи в любой деятельности формируют здоровую самооценку и уверенность в себе, создают прочную основу для дальнейших достижений.

Чрезмерное раннее развитие может привести к перегрузке, вызвать усталость, капризы и даже сказаться на здоровье. Родители часто не видят меры в количестве занятий, а мозг и психика малыша ещё не готовы к длительным нагрузкам. Жёсткий график занятий лишает ребёнка времени на свободные игры и фантазию. Может навредить раннее обучение чтению и письму. Успешное овладение этими процессами требует зрелости психики и хорошо развитых мелких мышц кистей рук.

Самый большой риск в теме раннего развития связан с тщеславием родителей. Если вы заметили за собой желание усмотреть в ребёнке задатки гениальности – остановитесь! За гениальность часто принимают выдающиеся способности, талант, высокий уровень интеллекта. Статистика – вещь неумолимая, и она гласит, что на 50 миллионов человек приходится 1 признанный гений. Всего же за всю историю человечества, по разным источникам, на нашей планете жили 500-600 гениев. Поэтому вероятность того, что ваш ребёнок войдёт в их число, минимальна. А вот разочарование от нереализованных родительских амбиций и нарушение психики – весьма вероятны.

Подумайте, может, эффективные способы раннего развития не требуют новомодных методик и специальных материалов?

Многие педагоги и психологи всё чаще говорят, что ключ к развитию мышления, речи, интеллекта, коммуникативных навыков малыша лежит в простом ежедневном общении с родителями, познании окружающего мира.

Разговаривайте обо всём: о том, что видите на улице, о своих повседневных делах, отвечайте на бесконечные «почему». Дети, с которыми родители много говорят, к трём годам знают больше слов, чем их сверстники из семей молчунов. Главное – не упрощайте речь до примитива, не сюсюкайте.

Вместе с двух-трёхлетним ребёнком можно делать много домашних дел. Естественная лаборатория для развития интеллекта – это кухня. Можно посчитать (сколько приборов положили), выучить цвета (какого цвета чашки или узор на тарелках), запомнить обобщающие понятия (какие овощи мама взяла для салата). Пусть малыш вместе с вами лепит пирожки, перебирает крупу, моет овощи. Именно в таких бытовых делах развивается мелкая моторика, формируется умение анализировать, доводить начатое дело до конца.

Позволяйте детям скучать. Не спешите дать ему гаджет или включить мультфильм. Когда ребёнку нечем заняться, его мозг включает режим креативности. Он начинает придумывать игры, фантазировать, изобретать. Так развивается воображение и инициатива.

Больше гуляйте вместе. На прогулке он получит первые навыки общения со сверстниками и другими людьми. Послушать звуки улицы или парка, рассмотреть птиц, насекомых, растения, а потом нарисовать и рассказать обо всём, что увидели на прогулке – это работа мозга, гораздо более эффективная, чем выполнение заданий по карточкам.

Читайте ребёнку вслух каждый день. 15 минут чтения перед сном – это тысячи новых нейронных связей. Книги обогащают словарный запас, учат выстраивать причинно-следственные связи, развивают память и мышление, формируют эмоциональный интеллект.

Задавайте больше открытых вопросов. Они заставляют мозг работать: анализировать, предполагать, фантазировать. Вместо «Какого цвета эта машина?» спросите: «Как ты думаешь, куда едет эта машина?», «Как ты думаешь, почему листья шуршат под ногами?», «Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? Что будет, если они не улетят?».

Не прерывайте игру, если ребёнок с увлечением строит из кубиков, конструирует, лепит, катает машинки. Умение погружаться в деятельность и долго удерживать внимание – это основа дальнейшего успешного обучения. Оно формируется в свободной игре.

Гаджеты лучше ограничивать. Они не развивают, а развлекают. Даже познавательные программы не заменят реального взаимодействия с окружающим миром, людьми, предметами. Для развития ребёнку необходима активная деятельность, ему нужно крутить, пробовать, ошибаться. Экран даёт готовую картинку, не требуя от ребёнка никаких усилий. Это удобно для родителей, но бесполезно для развития детского интеллекта.

Уважаемые родители, помните, нет универсальных методик раннего развития. У каждой есть преимущества и недостатки. Ваша задача – разобраться, что хорошо и полезно для малыша: посещение развивающих центров или включённые родители, живое общение и право быть просто детьми. Интеллект в раннем возрасте достаточно хорошо формируется в обычной жизни, где есть пространство для детского любопытства, экспериментов и самостоятельности.

Любовь ЛЫСЕНКО,

учитель-логопед ГБУ НСО «ОЦДК».