На повестке стартовавших новых нацпроектов: «Молодёжь и дети», «Семья» и «Кадры»

В среду минувшей недели школа № 105 встречала на своих площадках представительную делегацию из восьми соседних районов во главе с министром образования области Марией Жафяровой. Конечно же, коллектив сто пятой волновался, готовясь к встрече гостей, но с поставленной задачей успешно справился Коллегам понравилась и школа, и гостеприимство купинцев.

Участники окружного совещания: руководители управлений образования Кочковского, Доволенского, Краснозерского, Карасукского, Баганского и Купинского районов представили на обсуждение коллегам и представителям министерства образования «дорожные карты» – планы мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях муниципальных районов на 2025-2027 гг.

Задачу совещания обозначила Мария Наильевна: «Необходимо детально проанализировать «дорожные карты» каждого муниципалитета. Предварительная работа уже проведена. Дорожные карты по результатам сегодняшнего обсуждения будут утверждены и подписаны главой муниципального образования и министром образования Новосибирской области. Сегодня мы детально их проанализируем и выявим потенциальные риски, поскольку любой проект, не имеющий чёткого понимания своих рисков и стратегии их минимизации, обречён на неудачу. В связи с этим, наша главная задача сегодня – обсудить те вопросы, которые мы уже предварительно затронули, и в открытой форме обсудить риски».

В интервью нашей газете министр образования области Мария Жафярова рассказала о задачах подобных совещаний и отметила особенности нынешнего: «Окружные совещания министерство образования Новосибирской области проводит регулярно. На них традиционно подводим итоги, которые достигнуты муниципальными системами образования, и ставим задачи на предстоящий период. Особенностью совещания 2025 года является то, что мы подводим итоги завершившегося национального проекта «Образование» и ставим задачи по реализации на муниципальном уровне новых нацпроектов: «Молодёжь и дети», «Семья» и «Кадры», которые распространяют своё действие на 2025-2030 гг. И имеют непосредственное отношение к обеспечению и качеству образования нашего региона и в стране в целом.

Большое значение имеет качество муниципальной системы образования, её потенциал, её готовность следовать трендам и достижениям основных целей и задач нацпроектов, но в предлагаемых обстоятельствах – то, что сегодня на старте имеет муниципальная система образования каждого субъекта. Поэтому у министерства образования к каждому муниципалитету свой подход.

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ утверждён            план математического и естественного научного образования. Поэтому, когда мы говорим о повышении качества образования, мы имеем виду, в том числе воспитание будущих инженеров, которые будут защищать, отстаивать, формировать технологический суверенитет нашей страны.                            

И здесь обозначу две очень важные позиции, которые принципиальны для любого муниципалитета – это кадровое обеспечение. У нас есть очень непросто реализуемая задача по повышению числа молодых учителей в возрасте до 35 лет, которые преподают физику, математику, химию и биологию. Начальник каждого управления образования, в том числе Купинского района, сегодня будет говорить о том, с чего мы стартуем и какие шаги предпримем с тем, чтобы к 2030 году этих учителей стало больше.

Вторая важна задача – это увеличить число классов, которые углублённо изучают математику. Это тоже задачи, которые «расфасовываются» с учётом числовых показателей и детей, выбирающих в качестве итоговой государственной аттестации профильную математику, не базовую химию, физику, биологию, информатику. Это не значит, что мы забудем о гуманитарном образовании, нет, ни в коем случае. Ещё раз акцентирую внимание: важно, чтобы образование было качественным».

– Мария Наильевна, большинство муниципальных районов испытывают проблемы с кадрами рабочих профессий. Что предпринимается для того, чтобы повысить престиж данных профессий, и учебных заведений профессионального образования?

– Новосибирская область в масштабах Российской Федерации одна из лидеров по выбору рабочих профессий и специальностей учреждений среднего профессионального образования. В среднем от 40 до 60 % выпускников уходят в учреждения профобразования. Поэтому конкурс на рабочие профессии и специальности в колледжи очень большой. Мы приводим в чёткое соответствие те специальности, которые предлагаем для поступления, с потребностями индустриальных партнёров-работодателей. Невозможно сформировать контрольные цифры приёма для колледжа, если специалисты, выходящие из его стен, не востребованы на рынке труда. Эта цепочка запускается, и ребёнок с родителями прекрасно понимают, какие будут перспективы.

Мы постоянно формируем топ-50 востребованных специальностей. Федеральные образовательные стандарты и перечень специальностей пересматриваются, какие-то профессии уходят, какие-то включаются в перечень, и мы всегда имеем самые актуальные профессии и специальности в колледжах, расположенные на территории региона.

Специальности, которые востребованы не один год, получили очень серьёзное ресурсное обеспечение. Создано огромное количество мастерских в рамках предыдущего нацпроекта, и мы продолжаем с этим работать в рамках проекта «Профессионалитет». Это совсем иная материальная оснащённость, другие требования к участию работодателей в реализации этих программ, когда ты не можешь эту образовательную программу реализовать без согласования работодателя, без его непосредственного участия вплоть до того, что участие в «Профессионалитете» предполагает возможность корректировки сроков обучения. Проект это позволяет, если рынок труда это требует.

Ирина ГЕЙНРИХ, директор Управления образования района пояснила:

– В первую очередь хочу поблагодарить руководителей образовательных учреждений, потому что все решали поставленные задачи, и неплохо справились. У нас есть определённая база, с которой мы вышли на защиту Плана мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях Купинского района. Особенно, коллектив школы № 105, Тамару Дмитриевну – было продумано всё до мелочей, кто кого встречает и куда ведёт…

Конечно же, мы все очень волновались, встречая представителей министерства, институтов, подведомственных Минобру… Но атмосфера совещания была спокойно-деловая, никто не растекался мыслью по древу. Озвучивали конкретные целевые показатели, которые должны быть достигнуты по каждому показателю, точку отсчёта и горизонты – с какими результатами мы должны прийти к 2030 году, и каких промежуточных мы должны достичь в 2027-ом.  

Своё выступление я назвала «Планирование плана мероприятия и механизмы его реализации». Были использованы не какие-то абстрактные данные, мы их предварительно обосновывали и согласовывали с кураторами по каждому направлению. Я обозначала наши проблемные зоны сама, понимая, где нам придётся более активно приложить усилия, нежели по другим позициям. Например, работа с одаренными детьми. Мы знаем, что здесь очень много сделано, но нужно направить особое внимание педагогов и детей на определенные конкурсы, потому что не все возможности использованы. Необходимо обучить педагогов, для того чтобы они могли учеников вывести на абсолютно другой уровень. Следующий момент – это качество образовательных результатов, где у нас есть определенные проблемы.

Одним словом, «Дорожная карта» составлена, обсуждены имеющиеся риски. Искренне желаю нашему педагогическому сообществу достичь тех целевых значений, которые определены.