На заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике депутаты выразили обеспокоенность вопросом ценообразования на нефтепродукты.
Цены за пределами здравого смысла
На заседании комитета был рассмотрен дополнительный вопрос, который крайне актуален сейчас, в пору уборки урожая – стремительный рост цен на горюче-смазочные материалы. «Розница увеличилась на десять рублей, а оптовые цены на нефтепродукты сегодня не укладываются в здравый смысл, – подчеркнул председатель комитета Валерий Ильенко.– И мы не можем ответить сегодня тем людям, которые находятся «на земле», которые убирают урожай, которые перевозят пассажиров, на вопрос: что происходит?» Глава комитета добавил, что в адрес комитета поступали обращения по ценообразованию на нефтепродукты.
О том, какие меры предпринимаются сейчас, депутатам рассказал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Дмитрий Сухоплюев. По его информации, сотрудники антимонопольной службы в течение 2022-2023 годов на еженедельной основе осуществляли мониторинг рынка нефтепродуктов. «Эта работа не видна, к сожалению, но я могу сказать, что очень много было фактов, когда наши действия приводили к снижению цены непосредственно в течение 2023 года», – заверил глава ведомства.
Как уточнил Дмитрий Сухоплюев, в Сибирском федеральном округе самые высокие цены на розничном рынке дизельного топлива и бензина сложились в Республике Тыва, Томской и Иркутской областях, а также в Республике Алтай. «Новосибирск по ценам у нас находится в середине списка», – подчеркнул глава регионального УФАС.
Рост на 60 процентов – с начала года
Основной причиной роста цен Дмитрий Сухоплюев назвал существенный рост оптовых цен: «на 15 сентября у нас побит рекорд оптовых цен на топливо». Руководитель УФАС Новосибирской области напомнил, что в 2022 году был спад оптового рынка, когда европейские страны отказывались от закупки топлива из России, а сейчас объемы наращиваются, что отражается в повышенном спросе.
В настоящий момент оптовые цены за 92-й бензин уходят за 70 тысяч рублей за тонну, такие данные привел Дмитрий Сухоплюев. В то же время мелкооптовые цены, по информации мониторингов УФАС, на 92-й бензин по Новосибирской области выросли с начала года на 62 процента, на 95-й – на 59 процентов.
Глава регионального УФАС рассказал, что ведомством получено распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина о необходимости проверки рынка хранения нефтепродуктов. «Если будут выявляться злоупотребления: придерживают бензин, не отпускают, создают дефицит, будем применять меры антимонопольного регулирования, привлекать к ответственности, – заверил Дмитрий Сухоплюев. – Уже и сейчас есть предпосылки для привлечения к ответственности». Руководитель УФАС Новосибирской области добавил, что проверки продолжатся в еженедельном режиме. В свою очередь, федеральному Минэнерго поручено проработать механизмы предельной розничной цены и иные меры воздействия на ситуацию, рассказал Дмитрий Сухоплюев.
Не продают топливо? Обращайтесь в УФАС!
«Будем надеяться, что на федеральном уровне удастся изменить ситуацию на рынке в кратчайшие сроки, – выразил надежду председатель комитета Валерий Ильенко. – Мы получаем множество звонков, обращений, видим непонимание ситуации со стороны людей. По некоторой информации, уже за 100 тысяч рублей перевалила стоимость дизельного топлива. И еще хуже – даже взять не могут по этой цене».
Дмитрий Сухоплюев предложил новосибирским аграриям обращаться в УФАС, если им вдруг не продали дизельное топливо.
Исполняющий обязанности министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин добавил, что рост закупочных цен на топливо формируется на Санкт-Петербургской международной сырьевой товарной бирже. В итоге сложилась ситуация, что за рубеж продавать топливо стало выгоднее, чем реализовывать внутри страны. Максим Останин подчеркнул, что среди мер, введение которых сейчас обсуждает Правительство РФ, – заградительная пошлина до 250 долларов за тонну топлива, поставляемого за рубеж.
«Информацию мы примем к сведению, а УФАС рекомендуем жестче относиться ко всем этим вопросам, – подвел итог обсуждения председатель комитета Валерий Ильенко. – Все полученные нами обращения от людей будем адресовать в УФАС».
Заместитель председателя комитета Дмитрий Макаров подчеркнул необходимость решения вопроса с урегулированием цен на ГСМ в кратчайшие сроки.
Депутат Александр Барсуков высказал мнение, что нужно провести четкую границу между поставками топлива за рубеж и внутри страны. Парламентарий внес предложение: обратиться к Правительству Российской Федерации с запросом на необходимость проведения аудита нефтегазовых компаний. «Пусть рассмотрят, куда они доходы и прибыль направляют, – высказал мнение депутат. – Там и зарплаты сверхъестественные, и затраты на другие цели. Все-таки надо кардинально навести порядок в ситуации с монополистами. Поэтому я предлагаю выйти с инициативой, чтобы Правительство провело аудит и навело порядок с нефтяными компаниями».
Валерий Ильенко предложил проработать этот вопрос и рассмотреть на следующем заседании комитета.
Добавим, новосибирские законодатели со своей стороны ищут возможности – поддержать фермеров и сельхозкооперативы. Одно из предложений, с которым к депутатам обратились сельхозпроизводители области, – обнулить ставку на единый сельскохозяйственный налог.