Гиперактивный ребёнок

лечить или воспитывать

«Приятельница, бабушка гиперактивного ребенка, в личной беседе жалуется на родителей внука, они считают его непослушным, зять вообще сказал, что он вырвал у них из жизни семь лет (столько мальчишке). При этом мальчик успешно учится в школе, занимается в спортивной секции. Бабушка убеждена, что будь родители терпеливее, а не откупались бы от ребёнка игрушками (хотя, по их словам, он их не ценит, а только выпрашивает в магазине) и телефоном (суют ему в руки при первой возможности, чтоб только был занят), проводили бы с ним больше времени, было бы всё по-другому.

–  Не работала бы я, поехали бы с ним в деревню, не было бы у нас ни компьютеров, ни телефонов, завели бы животных, сажали бы цветы, картошку, ухаживали бы за всем этим. Он бы быстро выздоровел, – говорит приятельница.  К её чести, она проводит с внуком почти все выходные. И в будни часто забирает после школы.

Мне же кажется, что никакая это не болезнь, просто ребёнок, как может, привлекает внимание родителей. Игрушки выпрашивает потому, как они ему покупают, проявляют любовь к нему, которой малышу так не хватает», – вот такую ситуацию описала и высказала своё мнение одна из наших читательниц.

Татьяна Сорока, педагог-психолог ОЦДК, отмечает, что проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности воспитания и обучения в настоящее время очень актуальны. Родители жалуются на возбудимость, невнимательность, непоседливость.

Так что же такое гиперактивность: болезнь или особенности развития? Что делать, если в семье гиперактивный малыш? На эти вопросы педагог-психолог постаралась ответить.

Первые признаки гиперактивности начинают проявляться с двух-трёх лет, но в это время малыши кажутся забавными проказниками-непоседами-шалунишками. Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» врачи ставят только с шести лет, после наблюдения за ребёнком и его тщательного обследования. Родители к этому времени замечают у малыша непослушание, импульсивность, агрессию, вспышки гнева. Его шалости уже не вызывают улыбки, поведение мешает окружающим, раздражает родителей и педагогов.

Всемирной организацией здравоохранения данный синдром признан заболеванием. Но многие врачи и психологи считают, что главное в лечении гиперактивности – психотерапия, психолого-педагогическая коррекция, неукоснительное соблюдение жизненного распорядка, прогулки на свежем воздухе, диетическое питание, и лишь в исключительных случаях, лечение медицинскими препаратами.

– Чем отличаются гиперактивные дети от подвижных, непоседливых, шумных ребятишек?

– Гиперактивные дети находятся в постоянном движении, не могут себя контролировать. Они бегают и прыгают до полного упадка сил, а потом слёзы, истерика… Для них характерна быстрая, торопливая речь. Они задают миллионы вопросов, не слушая ответы, перебивают взрослых.

Часто провоцируют конфликты, проявляют агрессию: дерутся, кусаются, толкаются. Бывают неуправляемы, не реагируют на запреты и ограничения. Гиперактивные дети не чувствуют опасность. Ребёнок может взобраться на высоту, гулять по рельсам или заброшенным зданиям, совершать необдуманные поступки, просто так захотелось. Поэтому часто травмируются.

– Что же делать родителям гиперактивного ребёнка?

– Прежде всего, не паниковать. Добиться, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить с ним в мире и сотрудничать – вполне посильная задача.

Необходимо правильно организовать режим дня. Лучше всего на поведение ребёнка влияет постоянство действий, событий. Это может быть пробежка перед сном, расслабляющий массаж, контрастный душ, проветривание комнаты. Всё это действует на ребёнка успокаивающе, способствует крепкому, здоровому сну. Не заставляйте гиперактивного ребёнка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Чтение книг и выполнение уроков в одно и то же время, чередующиеся с занятиями в спортивном уголке, прогулкой на свежем воздухе снизят проявление гиперактивности.

Желательно записать ребёнка в спортивную секцию. У него много энергии и ему необходимо её выплёскивать. Пусть она будет направлена на достижение спортивных результатов.  Это может быть гимнастика, плавание, лёгкая атлетика, спортивные танцы. Физические и умственные нагрузки должны быть разумными. При сильном переутомлении ребёнку нужен отдых: музыка, рисование, лепка, медленные танцы, дыхательные упражнения.

Постарайтесь, чтобы ребёнок рос в доброжелательной, спокойной обстановке. Гиперактивному ребёнку надо больше внимания. В доме не должны звучать слова «плохой», «неуправляемый», «невнимательный», иначе у ребёнка могут развиться комплексы. Устанавливайте разумные запреты. Вместо длинных нотаций давайте чёткие инструкции. Не надо кричать: «Ты опять сел за стол с грязными руками, сколько можно говорить!» Лучше сказать: «Мой руки и садись за стол».

Если вы хотите, чтобы ребёнок выполнил несколько заданий за один раз, разделите их на части: «Убери игрушки» (убрал – похвалили), «Пропылесось комнату» (сделал – похвалили).

Обязательно должно быть единство требований к ребёнку в семье, и он должен знать, что можно, а что нельзя ни в коем случае. Никогда не нарушайте установленные правила.

Несмотря на особенности поведения гиперактивных детей, у них положительных качеств. Они обладают креативным, творческим мышлением. Легко отвлекаются, но имеют своеобразный взгляд на окружающий мир. Часто непредсказуемы, но при этом энергичны и деятельны, интересуются многими вещами, если у них есть мотивация, выполняют все задания быстрее, чем обычные дети. Могут найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

И самое приятное, к подростковому возрасту, а у некоторых и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

При терпении, участии, использовании специальных методов и педагогических технологий в воспитании и образовании, такие дети могут успешно адаптироваться в обществе, получить образование и преуспеть в жизни. А насколько хорошо у них получится