Образование

На уроках химии – в музей

Не многие школы могут похвастать своим музеем. Новоключевской в этом плане повезло. С 1974 года здесь действует уникальный историко-краеведческий музей «Память» – фонд сегодня насчитывает около 3 тыс. экспонатов. Это – детище учителя названной школы, известного краеведа с большой буквы Александра Викторовича Киндякова, которому он посвятил большую часть своей жизни, оставив добрый след в памяти своих земляков не одного поколения.

Роль школьных музеев в формировании духовно-нравственных качеств современного подрастающего поколения трудно переоценить. Новоключевской детворе действительно несказанно повезло, можно только представить, какой огромный ресурс в школе для преподавания истории, литературы, географии и… химии. Это сообщение педагога школы Алексея Шабалдина, признаюсь, меня удивило и заинтересовало. Думаю, и наших пытливых читателей тоже. Поэтому я попросила его рассказать подробнее о том, как проходят уроки химии в музее. 

– Объектами химического краеведения служат полезные ископаемые, их добыча и переработка в прошлом и в будущем, все виды хозяйственной и бытовой деятельности, флора и фауна, охрана природы, – авторитетно убеждал меня учитель химии из Новоключей. – Использование краеведческого материала в учебных курсах связано с возрастающим интересом к историческим истокам, природным богатствам, трудовым достижениям малой родины. Эти знания помогают учащимся раскрыть неразрывность единства законов мироздания, природы, единство истории каждого города, села с историей нашей страны. Материалы музея могут быть использованы в качестве источника для творческой деятельности учителя и учеников в составлении уроков и заданий (ВПР и PISA-подобных заданий) по химии. В данном случае творчество – это путь через исследование от простого собирательства предметов к навыкам научной работы».

 И Алексей Валерьевич рассказал, что работа строится в несколько этапов:

 – На первом «От простого собирательства – к активному созерцанию», некоторые экспонаты можно использовать, как демонстрационный материал на уроках химии. Например, сравнивая трофейные немецкие ложки промышленного производства с самодельной фронтовой ложкой советского солдата времён Великой Отечественной войны, с помощью магнита ребята могут предположить и назвать вещества, из которых они изготовлены. Соответственно, из сплава железа изготовлены немецкие ложки, а самодельная изготовлена из цветного металла, предположительно из сплава алюминия либо свинца.

На втором этапе «От активного созерцания – к целевому поиску» уместным будет сравнить коллекции экспонатов, сделанных из одного вещества. Например, из чугуна. Это старинные утюги – на углях, на дровах, нагревающиеся от плиты; ступки, пестики, которые наши предки использовали для измельчения соли, круп; топоры (кстати, один выплавлен на уральском Демидовском заводе), «чугунок» и мн. др. Из дополнительной литературы при выполнении исследовательской работы ребята узнают информацию о разных марках чугуна, соответственно, о различных массовых долях веществ, составляющих этот сплав.

В третьем направлении «От целевого поиска – к широкому исследованию» изучать химию нам помогает жемчужина нашего села – озеро Горькое. Солёный вкус воды обусловлен содержанием в ней хлорида натрия, а горечи – солей магния. Добавляя растворимые соли меди в целебную воду, мы наблюдаем выпадение чёрного осадка, что свидетельствует о наличии в ней сульфида ионов. Благодаря памятнику природы озера Горькое, на уроках мы можем говорить о жёсткости воды, каким способом её смягчить, о физических методах в химии – дистилляции и выпаривании. Беседа о малоприятном для нашего обоняния сероводороде  тоже не обходится без нашего озера.

Следующий этап «Через исследование – к «простому» творчеству» в основе своей «пестрит» сочинёнными заданиями по химии. За основу одного из них взят художественный текст нашего земляка, известного сибирского писателя П. П. Дедова «Берёзовая ёлка».

Читаем вот этот отрывок:

«А волки сидели неподвижно. Неожиданно в тишине родился звук, похожий на утробное урчание грызущей кость собаки. Звук этот поднимался выше, становился протяжнее, – и нельзя было понять, откуда он берётся: с неба? снизу из-под сугробов? Жуткий этот вой лился без перерыва, без роздыха, постепенно истончался, пока не достиг пронзительной высоты и не растаял в ледяной тишине ночи.

Мы почти не спали в эту ночь. Дедушка несколько раз выходил на улицу, без перерыва курил и кашлял.

Утром он сказал:

– Это у них разведка была. Сёдня надо ждать в гости.

Мы стали готовиться к встрече. Поскольку дроби у нас было кот наплакал, дедушка покрутил, повертел в руках свою любимую… ложку с петушиной ручкой, тяжело вздохнул:

– Памятная вещица, жалко. С германской войны её принес… Как-то в затишный час сидели в окопе. Курили, про жисть балакали. Я, помню, нагнулся обмоток на ноге поправить. А в это время рядом — кэ-эк шарахнет! Шальной разорвался. Осколок в окоп залетел и врезался в стену как раз на том месте, где голове моей быть, если бы я не согнулся-то… Господь, видно, помиловал за мои молитвы. Выкопал я из глины тот осколок и говорю ему: «Коли не убил ты меня, дак теперь кормить всю жись будешь». И отлил из него эту вот ложку. А дружок мой, мастак на все руки, деревянную ручку с петушиной головой вырезал…

Повздыхал дедушка, взял топор и стал рубить свою ложку на мелкие кусочки. Эти рваные кусочки он раскатал между двумя сковородками – получились круглые шарики-картечины.

– Голь на выдумки хитра, – невесело подмигнул мне дедушка.

Но ложки его хватило всего на три заряда. Пришлось выдергивать из прясел и рубить на картечь ржавые гвозди».

После прочтения текста ребятам предстоит ответить на вопросы:

  1. Напишите название металла, из которого сделана ложка, и химический символ этого металла.
  2. Назовите месторождение(я) добычи этого металла соседних субъектов РФ, относительно НСО.
  3. Из каких веществ состояла картечь, изготовленная дедушкой описанная в тексте? Напиши название вещества и химическую её формулу.
  4. Какие явления (физические или химические) описаны в тексте при изготовлении картечи. Выбор свой объясни, используя цитаты из текста.

И многие успешно справляются с этим заданием.

Пятый уровень краеведческой работы – «От «простого» творчества – к творчеству высшего порядка, т. е. к навыкам научной работы». Он включает «измерители», ориентированные на ряд больших конкретных тем, которые особенно близки и понятны ребятам. Среди них: «Использование веществ в сельском хозяйстве и предприятиях», «Применение веществ в быту», «Утилизация мусора» и др.

 Применение краеведческого материала на уроках химии «оживляет» образовательный процесс и коммуникацию между учителем и учениками, практически связывает науку химию с реальной жизнью, и делает трудный и непонятный ранее предмет любимым и интересным для всех учеников, – убежден Алексей ШАБАЛДИН, учитель химии Новоключевской средней школы.

От редакции. Вдохновлённые рассказом творческого педагога, мы предложили Алексею Валерьевичу провести среди наших читателей «химический квест»: три первых знатока, ответившие правильно на четыре вопроса, содержащихся в тексте, а также нашедшие ошибку в тексте (экспонат музея включён не в ту группу по химическому составу) получат в подарок от Новоключевской школы книгу по краеведению Александра Киндякова.Материал подготовлен Галиной Уткиной

admin

Recent Posts

«Культурный код семьи»

Этой теме была посвящена мастерская стратегического проектирования Ларисы Ивановны Козловой, руководителя муниципальное методическое объединение педагогов…

3 часа ago

Двум нашим землякам присвоены почётные звания!

Cегодня в Правительстве Новосибирской области прошла церемония вручения государственных наград и наград Новосибирской области. Двум…

20 часов ago

Главный дерматовенеролог: «ИППП могут стать пусковым механизмом в развитии онкологических заболеваний»

В неделю профилактики инфекций, передающихся половым путем, поговорили с главным дерматовенерологом Новосибирской области Викторией Онипченко…

22 часа ago

Кто подлежит призыву на военную службу

Об изменениях в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности…

1 день ago

Водительские удостоверения изъяты у троих купинцев, состоящих на учёте в наркологическом кабинете центральной районной больницы

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свободы человека и гражданина не…

1 день ago

ВНИМАНИЕ!

Программа праздника изменена! Следите за нашими новостями! Но уже известно, что шествие бессмертного полка и…

1 день ago