Не многие школы могут похвастать своим музеем. Новоключевской в этом плане повезло. С 1974 года здесь действует уникальный историко-краеведческий музей «Память» – фонд сегодня насчитывает около 3 тыс. экспонатов. Это – детище учителя названной школы, известного краеведа с большой буквы Александра Викторовича Киндякова, которому он посвятил большую часть своей жизни, оставив добрый след в памяти своих земляков не одного поколения.

Роль школьных музеев в формировании духовно-нравственных качеств современного подрастающего поколения трудно переоценить. Новоключевской детворе действительно несказанно повезло, можно только представить, какой огромный ресурс в школе для преподавания истории, литературы, географии и… химии. Это сообщение педагога школы Алексея Шабалдина, признаюсь, меня удивило и заинтересовало. Думаю, и наших пытливых читателей тоже. Поэтому я попросила его рассказать подробнее о том, как проходят уроки химии в музее. 

– Объектами химического краеведения служат полезные ископаемые, их добыча и переработка в прошлом и в будущем, все виды хозяйственной и бытовой деятельности, флора и фауна, охрана природы, – авторитетно убеждал меня учитель химии из Новоключей. – Использование краеведческого материала в учебных курсах связано с возрастающим интересом к историческим истокам, природным богатствам, трудовым достижениям малой родины. Эти знания помогают учащимся раскрыть неразрывность единства законов мироздания, природы, единство истории каждого города, села с историей нашей страны. Материалы музея могут быть использованы в качестве источника для творческой деятельности учителя и учеников в составлении уроков и заданий (ВПР и PISA-подобных заданий) по химии. В данном случае творчество – это путь через исследование от простого собирательства предметов к навыкам научной работы».

 И Алексей Валерьевич рассказал, что работа строится в несколько этапов:

 – На первом «От простого собирательства – к активному созерцанию», некоторые экспонаты можно использовать, как демонстрационный материал на уроках химии. Например, сравнивая трофейные немецкие ложки промышленного производства с самодельной фронтовой ложкой советского солдата времён Великой Отечественной войны, с помощью магнита ребята могут предположить и назвать вещества, из которых они изготовлены. Соответственно, из сплава железа изготовлены немецкие ложки, а самодельная изготовлена из цветного металла, предположительно из сплава алюминия либо свинца.

На втором этапе «От активного созерцания – к целевому поиску» уместным будет сравнить коллекции экспонатов, сделанных из одного вещества. Например, из чугуна. Это старинные утюги – на углях, на дровах, нагревающиеся от плиты; ступки, пестики, которые наши предки использовали для измельчения соли, круп; топоры (кстати, один выплавлен на уральском Демидовском заводе), «чугунок» и мн. др. Из дополнительной литературы при выполнении исследовательской работы ребята узнают информацию о разных марках чугуна, соответственно, о различных массовых долях веществ, составляющих этот сплав.

В третьем направлении «От целевого поиска – к широкому исследованию» изучать химию нам помогает жемчужина нашего села – озеро Горькое. Солёный вкус воды обусловлен содержанием в ней хлорида натрия, а горечи – солей магния. Добавляя растворимые соли меди в целебную воду, мы наблюдаем выпадение чёрного осадка, что свидетельствует о наличии в ней сульфида ионов. Благодаря памятнику природы озера Горькое, на уроках мы можем говорить о жёсткости воды, каким способом её смягчить, о физических методах в химии – дистилляции и выпаривании. Беседа о малоприятном для нашего обоняния сероводороде  тоже не обходится без нашего озера.

Следующий этап «Через исследование – к «простому» творчеству» в основе своей «пестрит» сочинёнными заданиями по химии. За основу одного из них взят художественный текст нашего земляка, известного сибирского писателя П. П. Дедова «Берёзовая ёлка».

Читаем вот этот отрывок:

«А волки сидели неподвижно. Неожиданно в тишине родился звук, похожий на утробное урчание грызущей кость собаки. Звук этот поднимался выше, становился протяжнее, – и нельзя было понять, откуда он берётся: с неба? снизу из-под сугробов? Жуткий этот вой лился без перерыва, без роздыха, постепенно истончался, пока не достиг пронзительной высоты и не растаял в ледяной тишине ночи.

Мы почти не спали в эту ночь. Дедушка несколько раз выходил на улицу, без перерыва курил и кашлял.

Утром он сказал:

– Это у них разведка была. Сёдня надо ждать в гости.

Мы стали готовиться к встрече. Поскольку дроби у нас было кот наплакал, дедушка покрутил, повертел в руках свою любимую… ложку с петушиной ручкой, тяжело вздохнул:

– Памятная вещица, жалко. С германской войны её принес… Как-то в затишный час сидели в окопе. Курили, про жисть балакали. Я, помню, нагнулся обмоток на ноге поправить. А в это время рядом — кэ-эк шарахнет! Шальной разорвался. Осколок в окоп залетел и врезался в стену как раз на том месте, где голове моей быть, если бы я не согнулся-то… Господь, видно, помиловал за мои молитвы. Выкопал я из глины тот осколок и говорю ему: «Коли не убил ты меня, дак теперь кормить всю жись будешь». И отлил из него эту вот ложку. А дружок мой, мастак на все руки, деревянную ручку с петушиной головой вырезал…

Повздыхал дедушка, взял топор и стал рубить свою ложку на мелкие кусочки. Эти рваные кусочки он раскатал между двумя сковородками – получились круглые шарики-картечины.

– Голь на выдумки хитра, – невесело подмигнул мне дедушка.

Но ложки его хватило всего на три заряда. Пришлось выдергивать из прясел и рубить на картечь ржавые гвозди».

После прочтения текста ребятам предстоит ответить на вопросы:

  1. Напишите название металла, из которого сделана ложка, и химический символ этого металла.
  2. Назовите месторождение(я) добычи этого металла соседних субъектов РФ, относительно НСО.
  3. Из каких веществ состояла картечь, изготовленная дедушкой описанная в тексте? Напиши название вещества и химическую её формулу.
  4. Какие явления (физические или химические) описаны в тексте при изготовлении картечи. Выбор свой объясни, используя цитаты из текста.

И многие успешно справляются с этим заданием.

Пятый уровень краеведческой работы – «От «простого» творчества – к творчеству высшего порядка, т. е. к навыкам научной работы». Он включает «измерители», ориентированные на ряд больших конкретных тем, которые особенно близки и понятны ребятам. Среди них: «Использование веществ в сельском хозяйстве и предприятиях», «Применение веществ в быту», «Утилизация мусора» и др.

 Применение краеведческого материала на уроках химии «оживляет» образовательный процесс и коммуникацию между учителем и учениками, практически связывает науку химию с реальной жизнью, и делает трудный и непонятный ранее предмет любимым и интересным для всех учеников, – убежден Алексей ШАБАЛДИН, учитель химии Новоключевской средней школы.

От редакции. Вдохновлённые рассказом творческого педагога, мы предложили Алексею Валерьевичу провести среди наших читателей «химический квест»: три первых знатока, ответившие правильно на четыре вопроса, содержащихся в тексте, а также нашедшие ошибку в тексте (экспонат музея включён не в ту группу по химическому составу) получат в подарок от Новоключевской школы книгу по краеведению Александра Киндякова.Материал подготовлен Галиной Уткиной