Ещё несколько десятилетий назад общество имело лишь смутное представление об аутизме. По данным Всемирной организации здравоохранения, аутизм встречается у каждого сотого ребёнка. Сегодня уровень информированности о данном явлении вырос благодаря в том числе новым методикам ранней диагностики детей. Поэтому всё больше родителей обращаются к специалистам с целью постановки диагноза.
Несмотря на то, что в семьях по-разному реагируют на рождение ребёнка с расстройством аутистического спектра, но все едины в одном – помочь малышу. Люди с аутизмом испытывают трудности социального взаимодействия и общения, поведенческие проблемы, нарушение речевого развития. Они как будто живут в своём особенном мире, и не замечают или не понимают того, что происходит вокруг них.
Многим родителям, особенно молодым, трудно понять, что развитие их ребёнка отличается от других. Ещё сложнее принять диагноз.
Первый вопрос, которым задаются родители, почему появляется аутизм у детей?
Точная причина детского аутизма до сих пор не выяснена. Это врождённое заболевание. Среди основных причин учёные называют генетическую предрасположенность; нарушение развития головного мозга, органические поражения некоторых его отделов; вирусные и бактериальные инфекции, которые негативно повлияли на развитие мозга ребёнка; химическое воздействие на организм матери в период беременности. Изучением аутизма занимаются специалисты из разных областей: врачи неврологи, психиатры, биологи, логопеды, психологи.
Существуют общие признаки, которые должны насторожить родителей.
Аутизм у детей проявляется по-разному в каждом отдельном случае. Но ещё до года можно заметить у малыша некоторые особенности. Он избегает контакта со взрослыми, не просится на руки, не смотрит в глаза, не отвечает на улыбку. Может часами смотреть на висящую перед ним игрушку, вздрагивает при малейшем шуме, но не реагирует на резкие звуки. Часто у малыша нет лепета, он не откликается на своё имя, не любит, когда к нему прикасаются. Иногда, единственным человеком, которого ребёнок подпускает к себе, становится мама.
Не спешите с выводами. Расскажите о них участковому педиатру и детскому неврологу. Возможно, эти симптомы являются просто индивидуальной особенностью ребёнка.
Диагноз расстройства аутистического спектра ставят с двух-трёх лет.
Речевое развитие аутистов отличается. Ребёнок может не говорить совсем или его речь развивается с задержкой. Бывает, начинает разговаривать, но потом происходит откат назад (регресс), и он замолкает. Если речь присутствует в игре или ребёнок полноценно говорит сам с собой, причина – нежелание общаться с окружающими миром. И ещё ряд специфических проявлений: автоматически повторяет слова или фразы без понимания смысла, произнесённые другим человеком или услышанные по телевизору; говорит о себе в третьем лице, не может объединить слова во фразы.
У таких детей нарушено взаимодействие с окружающими Они любят проводить время в одиночестве, не проявляют эмоций. Могут агрессивно реагировать на попытки вовлечь их в игру. Становясь старше, всё больше углубляются в свой внутренний мир, не обращаются с просьбами, иногда не используют указательные жесты, избегают зрительного контакта.
Особенности в играх. Часто ребёнок выбирает игрушку и играет только с ней, или какие-нибудь предметы: тряпочки, камушки, верёвочки. Его игры однообразны, он расставляет игрушки в ряд всегда в одном порядке, может долго стучать в барабан, нажимать на клавиши детского пианино, часами собирать пазлы, раскладывать кубики.
Характерна склонность к повторяющимся действиям, стереотипиям. Ребёнок может совершать монотонные движения: раскачиваться, ходить на цыпочках, махать руками, как птичка. Зацикливаться на одном занятии: включать-выключать свет, переливать воду, пересыпать крупы; смотреть один и тот же мультфильм. Такие дети избирательны в еде и в одежде. Часто ребёнок ест один продукт, в одно и то же время, выбирает определённые вещи и носит только их. Передвигается на прогулке по одному маршруту. Любые перемены могут вызвать у него панику, тревожность, истерику.
Стереотипии привлекают внимание окружающих, и родителям хочется их прекратить. Нужно ли это делать? Нет! Это – защитная реакция от внешнего мира, чаще всего ребёнок использует их в непривычной обстановке. Если стереотипия может причинить физический вред, надо постараться отвлечь ребёнка, переключить его внимание на что-нибудь другое.
Как развивается интеллект у ребёнка с аутизмом?
При лёгкой форме у ребёнка динамично развивается речь, он может быть с достаточным уровнем интеллекта. Более сложные формы сопровождаются нарушением интеллектуального развития разной степени. Есть ещё одна особенность аутизма – избирательный интеллект. Бывают одарённые дети, в какой-то одной области (музыка, математика, рисование), но при этом у них нет простейших бытовых и социальных навыков. В мире известны гении, которым был поставлен диагноз аутизм, но лишь небольшой процент аутичных детей может стать выдающимся художником, математиком или музыкантом.
У аутистов чаще, чем у остальных детей, отмечается гиперактивное поведение. Они неусидчивы, находятся в постоянном движении, им тяжело сосредоточится на занятиях, их невозможно удержать на одном месте.
Из-за нарушения речи и трудностях социального взаимодействия, они не могут рассказать о каких-то неудобствах, озвучить просьбы. Поэтому нередко сообщают о своём состоянии через агрессивное поведение: крики, плач, возбуждённые движения. Такое поведение кажется опасным и враждебным, но на самом деле они не хотят причинить вред другим людям.
Дети с аутизмом своеобразно реагируют на возможные опасности, у них нет чувства страха. Ребёнок может выбежать на проезжую часть, встать на подоконник с открытым окном, залезть на высокую горку, убежать от родителей. Либо наоборот проявлять повышенную тревожность и мнительность: отказываться выходить на улицу, бояться садиться в транспорт, заходить в магазин.
Можно ли вылечить аутизм?
Аутизм вылечить невозможно. Надо принять то, что ребёнок в течение всей жизни будет особенным, непохожим на других. Улучшить состояние ребёнка и адаптировать его к жизни в обществе помогает комплексная терапия. Это длительная работа разных специалистов: врачей, психологов и психиатров, коррекционных педагогов, специалистов по реабилитации и самих родителей. Семья играет важную роль в развитии и воспитании ребёнка с аутизмом, поскольку большую часть времени ребёнок находится с близкими ему людьми. Поэтому специалисты проводят не только реабилитацию, но и учат родителей приёмам взаимодействия с ребёнком.
Чтобы сформировать жизненно необходимые навыки, даже обычные гигиенические, вам потребуется многократно повторять одни и те же действия. Для аутичного ребёнка важно соблюдение режима дня, последовательный порядок действий, привычная обстановка. Исключите громкие звуки, слишком яркие цвета, потому что у него особо чувствительно слуховое и зрительное восприятие.
На общем состоянии ребёнка негативно сказывается переутомление. Если видите, что на занятиях ребёнок устал – делайте перерыв. Дайте возможность побыть одному, восстановить силы. Полезны физические упражнения, они укрепляют здоровье, способствуют снятию стресса, которому подвержены особенные дети.
Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований и не ждите быстрых результатов, научитесь радоваться даже небольшим достижениям. Спокойная обстановка и терпение родителей – это лучшие условия для воспитания ребёнка, у которого диагностирован аутизм.
Вот такие они, дети с расстройствами аутистического спектра: со своим, особым, восприятием окружающего мира, разные и чем-то похожие друг на друга. При этом они не перестают быть детьми, при этом больше других нуждаются в любви, заботе и внимании близких людей.
Ирина НЕМЧЕНКО, социальный педагог ГБУ НСО «ОЦДК».