В неделю с 15 по 21 июля Минздрав России предложил уделить внимание сохранению здоровья головного мозга. Заведующая детским неврологическим отделением Новосибирской областной больницы Наталья Ганина считает, что детский возраст – критический период в развитии головного мозга человека, формирующий когнитивные функции, эмоциональный интеллект и психическое здоровье на всю жизнь. Мы поговорили с Натальей Викторовной о том, как сохранить здоровый мозг с самого детства.
«На пике медицинских проблем сегодня стоит проблема старения населения, – объясняет Наталья Ганина. – В гериатрии (область медицины, изучающая болезни пожилого и старческого возраста – прим.) лидирует неврология, поскольку старение – это, в первую очередь, старение мозга и потеря когнитивных функций. То есть весь мир сосредоточен сейчас на возможном контролировании и затормаживании потери мозговых функций. Но это, что называется, «идем от обратного». Нужно думать не о том, как не потерять здоровье мозга в старости, нужно думать, как его заложить изначально. Ведь если рисовать картину, надо начать с грунтовки холста, потом наносим краску и только в самом конце мы покрываем полотно лаком и вставляем в красивую рамочку. Сейчас все думают о «рамочке». А надо думать о том, как это должно быть сделано и заложено в начале».
Среди остальных млекопитающих у человека взросление занимает больше всего времени – от рождения до пубертатного периода проходит около 15 лет. Такое длительное созревание во многом зависит от эндокринной системы, но одновременно в этот период идет созревание нервной системы: трансформация, преобразование и формирование той ее части, которая позволит человеку в последующем существовать независимо, выполняя все предназначенные ему социумом личные функции. То есть длительный период созревания необходим для того, чтобы головной мозг человека развился в достаточной степени, сформировались сложные нейронные связи, которые будут работать всю дальнейшую жизнь.
«Ни на один орган не похож головной мозг, – подчеркивает невролог. – У любого другого органа, например, сердца, почек, печени, есть четко фиксированная функция. Сердце бьется, сокращается-расслабляется, и это его функционал, оно начинает биться до рождения, бьется в момент рождения и до самой смерти. Легкие отвечают за дыхание. У печени свой набор функций. Человеческий мозг может абсолютно все, его функционал безграничен. Сравните мозг нобелевского лаурета и мозг артиста, который танцует сложнейшие балетные партии, мозг художника и мозг математика – это совершенно разные типы нейронных связей. И эти нейронные связи нужно формировать».
Мозг ребенка до 7-летнего возраста направлен на приобретение эмпирического, практического опыта. Главный способ его приобретения – осязание, тактильная чувствительность. Самые чувствительные области – зона рта, языка и кончики пальцев, то есть те зоны, которые в процессе развития ребенка будут выполнять сложнейшие функции, связанные с мелкой моторикой, речью и артикуляцией. Рецепторы кожи всей остальной поверхности тела тоже важны, они несут информацию о пространстве вокруг ребенка и положении его тела в пространстве. Для развития пространственного мышления особенно вредны смартфоны и планшеты, погружающие детей в выдуманную двумерную реальность, уверена врач.
«В мозгу расположены особые участки – зоны стереогноза, которые позволяют ориентировать тело относительно пространства, и они должны получать информацию, – подчеркивает Наталья Ганина. – Плоский экран смартфона не дает представления о третьем измерении, его модель в мозге ребенка не формируется. Это, в свою очередь, влияет на мышление, которое тоже становится более ограниченным, плоским. Гаджетизация – наша популяционная проблема. Гаджеты для мозга ребенка – это смерть».
Намного полезнее для гармоничного и здорового взросления получать личный эмпирический опыт. Наталья Ганина советует родителям, чей ребенок только начинает познавать мир, создать вокруг малыша интерактивную, но безопасную среду. Начавший ползать, а потом и ходить ребенок будет рассматривать, трогать и пробовать на зуб все окружающие его предметы, и задача родителей в это время – убрать из зоны досягаемости все, что может причинить ему вред, но оставить простор для исследований. Делать дом совершенно безопасным для ребенка врач тоже не рекомендует: неопасные падения при попытках встать на ножки, набивание синяков и шишек тоже входят в личный эмпирический опыт и необходимы для формирования причинно-следственных связей.
Насильно развивать ребенка и начинать его обучение грамоте, счету и языкам с пеленок тоже бесполезно и даже вредно, считает невролог:
«Лет 10 назад было повальное увлечение ранним развитием, когда детей начали учить всему чуть ли не с рождения. Я считаю, что в этом нет необходимости. Еще раз повторю: ребенок в первые 5-6 лет жизни должен накопить эмпирический и эмоциональный опыт, развить образное мышление. В этом возрасте ребенку нужны образы, а не такие абстрактные понятия, как цифры и буквы, которые для него пока ничего не означают. То, что у ребенка блестящая память и он механически их запомнит, ничего не даст, потому что за абстрактными понятиями пока не стоит его реальный опыт, который ребенок может осознать».
Намного полезнее для раннего развития занятия музыкой и физические упражнения. Музыка развивает чувство ритма, образное мышление, танцы и физическая активность помогаю лучше контролировать тело и чувствовать пространство.
Детям раннего возраста невролог рекомендует чаще читать вслух, причем не только только сказки, но и стихи. Хорошо подходят детские стихи Маршака, Михалкова, Чуковского, в которых есть ритм, простая конструкция языковых формул, просты для запоминания рифмы. Правила родной речи и произношения слов легко запоминаются при чтении стихов. Кроме того, стихи образные и эмоциональные, что дает толчок развитию фантазии и эмоционального интеллекта ребенка.
«Сейчас очень много родителей приходит с жалобами на задержку развития речи, – рассказывает Наталья Ганина. – Ребенок в 3-4 года мало говорит, плохо говорит, не сочетает слова грамматически правильно. Это все упирается в то, что с ребенком не занимаются в плане эмоционального развития: даже когда вся семья дома, все сидят, уткнувшись в свои гаджеты. И даже если ребенок слышит из гаджета речь, то он все равно не замечает артикуляции, мимики и так далее, и не пытается повторять».
Еще одну опасность для развития детского мозга представляет избыток игрушек. Чем больше объектов для восприятия (игрушек), тем больше информации попадает в мозг, и тем больше он истощается. Игрушки должны выполнять свою функциональную роль, они должны помогать ребенку познать этот мир через воображение и эксперименты. Лучше всего подойдут для этого кубики и большие блочные конструкторы, которым ребенок найдет много способов применения. По словам врача, если ребенка не ограждать от мира и не ограничивать, он сам познает законы мира.
Детскому мозгу важно иметь свой собственный опыт, потому что только личное восприятие и личный опыт позволяют развиться внутреннему миру, мышлению, фантазии.
«Гаджет показывает ребенку чужой виртуальный мир, мир программиста, который его туда заложил, – уточняет невролог. – Но у ребенка должен быть свой собственный внутренний виртуальный мир, который он обогатит фантазиями, представлениями и соображениями о жизни. Умение фантазировать – главное отличие детского мозга от взрослого. Именно благодаря фантазиям ребенок доводит свой мозг до когнитивного развития, и именно фантазии делают мозг ребенка полноценно развитым. Главное, что должен сделать мозг в первые 7 лет жизни ребенка – созреть в эмпирическом и эмоциональном восприятии. Образное мышление позволяет задать исключительно важный для детского мозга фантазийный вектор развития и творческое мышление».
Самый важный фактор развития ребенка – пример взрослых. Ребенок усваивает то, что он видит, копирование действий взрослых – это одна из особенностей детского возраста. Лучше всего мозг развивается в контакте с окружающим миром и на родительском примере.
Вопрос сохранения здоровья мозга – не только медицинский, но еще и педагогический. Гормон удовольствия, дофамин, вырабатывается при достижении поставленных целей, в том числе – освоении новых навыков, а потому ставить цели и достигать их, узнавать новое – именно то, чему нужно учить детей с малолетства, считает невролог.
«Если мы пытаемся понять проблему и правильно ее решить, нужно понимать ее целиком, – говорит Наталья Ганина. – Современная медицина разделена и раздроблена на множество специализаций и специальностей, в том числе – возрастных: вот это детские специалисты, а это – взрослые, и между ними часто нет контакта, особенно если говорить о раннем детстве и о гериатрическом состоянии. Но если мы хотим решить проблему сохранения здоровья мозга, то нужен системный взгляд, нужно понимать ее целиком. Сейчас много говорят о том, что чтобы мозг не старел, его нужно обучать новому опыту. И это должно быть заложено с детства. Но если человек никогда в жизни ничему не учился, как вы думаете, в 60 лет у него будет интерес что-то делать? У него нет опыта достижения чего-то, вкладывания своих собственных сил в развитие. Я боюсь, что поколение пользователей, которое сейчас живет, вообще останется в своем виртуальном мире. Эта повсеместная виртуальность убивает детский мозг».
Ещё несколько десятилетий назад общество имело лишь смутное представление об аутизме. По данным Всемирной организации…
Сегодня многие не могут представить себе любимый праздник без этих вкусных и полезных фруктов В…
«Промышленный туризм совместим с другими видами туризма, над развитием которых мы работаем. Маршруты построены с…
Специалисты Алтайского филиала ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества продукции агропромышленного комплекса» предупреждают об…
Директор акционерного общества «Степноозерный» Иван Прохоров только вошел в кабинет, как зазвонил телефон. — Иван…
Ежегодно с 1 по 10 декабря в нашей стране проходит Декада инвалидов, приуроченная к Международному…