во многом благодаря сумевшей сохранить её для нас Екатерине Демьяновне Ковтун – внучке известной игрушечницы и сказочницы Акулины Ивановны Максимовой. Не на ярмарку лепились чинюшки, а на забаву детям-внукам, потому и отличаются они простотой и условностью оформления, отсутствием ярких цветов в отделке. Да и не было у наших первых мастериц ни красок для украшения изделий, ни времени для баловства.

Фрагменты игрушек, найденные в экспедиции 2013-2014 годов, дают основания предположить, что лепила игрушку не только бабушка Акулина, но и другие женщины, возможно, что и дети. Тематика игрушки удивительно широкая для, казалось бы, ограниченного пространства – небольшой деревни на острове: рыбы, птицы, дикие животные, мифологические персонажи, среди которых прослеживаются и восточные мотивы – схожие, например, с японскими дракончики. Но большинство персонажей – это герои местного фольклора: водяные, русалки (берегини, водяницы), рыбы, озёрный и островной народец, который состоит из мужичков, баб, ребятишек, «водинят» (детенышей русалок и водяных) – довольно жутковатой, грубой наружности. Устрашающая наружность игрушек объясняется соображениями практическими: показывая ребятишкам, как страшно выглядит озёрный народец, женщины старались «отвадить» детей от походов к воде без взрослых, вызвать в них опаску, потому что, согласно легендам, именно там, в озере-море, обитают эти недобрые существа.

Училась лепить чинюшку от Екатерины Демьяновны Татьяна Стафеевна Лысенко, создатель нашего музея игрушки, а также учащиеся и педагоги Яркульской и Копкульской школ, и автор этого материала…

Однако игрушка как бы застыла в том архаичном состоянии, в котором «застали» её энтузиасты. Задымление, небрежность в оформлении, нарочитая аляповатость – менять что-то, улучшать её, не решался никто. Задача зафиксировать чинюшку на стадии «архаики», с задымлениями, с отсутствием цвета, с грубо процарапанным и продавленным орнаментом была достигнута. В музее хранятся несколько десятков игрушек Е. Д. Ковтун, Т. С. Лысенко. Но далее игрушка не продвигалась.

Почему «не звучит» чинюшка?

Таким вопросом задавались не только наши школьные педагоги прикладного искусства, но и специалисты Дома народного творчества Новосибирска, и гости района, и представители общественности, и даже органов местного самоуправления. Что можно и необходимо сделать, чтобы наша чинюшка «заиграла», приобрела популярность, чтобы её хотелось получить в подарок, украсить ею помещение класса или библиотеки, детской комнаты или кабинет учреждения культуры, приобрести в качестве подарка гостям района?

Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось обратиться к истории возникновения, развития, угасания и возрождения некоторых игрушечных промыслов России. Выяснилось, что даже знаменитая и всегда бывшая предметом торговли дымка (вятская игрушка) в позапрошлом и даже в начале прошлого века была далеко не такой яркой, как сегодня. Потому что каждое последующее поколение мастеров, сохраняя основу традиции, привносило что-то своё, стремилось сделать её более занимательной не в ущерб узнаваемости.

Интересна судьба торжокской игрушки. Исчезнув к середине ХХ века, она вновь появилась, восстановленная Галиной Красковской, по рассказам и нескольким сохранившимся у старых мастеров экземплярам. Но тематика торжокской игрушки очень узка: голуби, петушки, павлины. И не связаны они с историей, не имеют краеведческой основы. Как и везде: была замечательная глина, были гончары, а где гончары – там всегда появлялась игрушка.

С целью знакомства с историей возрождения игрушечного промысла Торжка, автор этого материала посетила Дом гончара, который создан для сохранения и популяризации игрушечного мастерства. Москва рядом – экскурсии и мастер-классы здесь ежедневно и, надо сказать, очень недёшево (1 место мастер-класса – 500 рублей!).

Вывод сделан следующий: мы имеем не только необходимость, но и право улучшать, продвигать свою чинюшку, сохранив её имя и узнаваемость.

Определив основные черты нашей чинюшки, методом бесконечных повторов и правок было вылеплено несколько десятков новой игрушки, новокупинской – так названа она вслед за торжокскими мастерами, которые называют свою возрождённую игрушку новоторжокской.

Созданная небольшая экспозиция с осторожностью продемонстрирована «в закрытом режиме» коллегам, преподающим ИЗО, посетителям музея – педагогам, руководителям, затем экскурсиям. Мнение зрителей единодушное: игрушка интересная, она «наша», «живая», особенная!

Вдохновлённое добрыми отзывами зрителей родилось панно «Озёрный народец» по одной из чиняевских легенд. И теперь музей-мастерская традиционной народной игрушки «Маленькая школа», который вот уже одиннадцатый год действует при школе № 105 города Купино, располагает совершенно уникальной экспозицией – новой чинюшки.

А тематика нашей игрушки так разнообразна, что с уверенностью можно констатировать: никакой другой игрушечный промысел России даже сравниться не может. И главная особенность чинюшки в том, что все её персонажи – это герои наших же, островных легенд и сказок. Нам ничего не нужно придумывать – всё уже сделано природой и нашими предшественниками.

Татьяна Бернякович.

Чинюшка на фестивале

23-26 марта в Бердске прошёл XXXI Детский фольклорный фестиваль, куда в качестве мастера была приглашена руководитель музея «Маленькая школа» Татьяна Бернякович. На мастер-классах, которые посетили более 150-ти школьников из Челябинска, Читы, Новосибирска, Барнаула, Тывы и других городов, и краёв Зауралья, демонстрировалась выставка Новокупинской игрушки – чинюшки, а также печатные издания школьного музея.

Как Вы попали на фестиваль такого уровня?

– Просматривая видеозаписи «Глинушка», которые были сделаны ещё в 90-е года прошлого века в селе Стеклянном, я обратила внимание на высказывание руководителя областного фольклорного центра «КрАсота» Оксаны Ильиничны Выхристюк. Оценивая выставку игрушек, которые представили Т. С. Лысенко, Е. Д Ковтун и я, она произнесла фразу, которая, собственно и послужила толчком к поиску возможностей развития нашей чинюшки. «Всё это замечательно: и дымка, и каргополь… Лепят это многие, иногда и очень талантливо. Но есть же вот своё (указывая на работы Е. Д. Ковтун), сибирское! Вот это надо сохранять, это развивать и продвигать!»

И когда было сделано около сотни новой чинюшки, когда пришло понимание правильности направления, я решила связаться с Оксаной Ильиничной и показать ей то, что у меня получилось, услышать мнение профессионала в области народной культуры. Она дала высокую оценку нашей новой игрушке и сразу же пригласила меня на фестиваль в качестве мастера-игрушечника. Директор школы – Тамара Дмитриевна Екимова с готовностью отправила меня в такую важную для нашего учреждения и музея командировку.

– Какова аудитория ознакомившихся с нашей выставкой из школы № 105?

– Это более ста пятидесяти школьников разных возрастов. Которые не только посмотрели выставку, но и прослушали информацию об истории возникновения и развития чинюшки. Они же все стали участниками мастер-классов. Руководители всех коллективов – а это педагоги народного искусства школ ДШИ, в том числе и прикладных направлений – около тридцати человек, также с удовольствием отработали в мастер-классах.

Кроме того, «педсовет» фестиваля с энтузиазмом поддержал мою идею о проведении первого детского фестиваля Сибирской народной игрушки. Буквально руководитель каждой группы обещает поддержку как на стадии написания проекта, так и гарантировал участие своего региона.

– Вы как-то фиксировали отзывы о выставке игрушки?

– Конечно. Ведь это для нашей школы и для музея игрушки событие историческое: мы «вывели в люди» и сразу на такой высокий уровень нашу новую игрушку. Специально изготовленный журнал отзывов, в котором десятки добрых слов как от взрослых, так и от детей, теперь тоже артефакт и экспонат нашего музея. Трогательные детские отзывы, восторженные благодарности педагогов адресованы не только мастеру, не только нашей игрушке, но и директору школы, что приятно само по себе – люди понимают, что организовать такой выезд с выставкой не просто. Но, как говорится, оно того стоило. Нашу чинюшку в её обновлённом облике узнали и полюбили во всех концах Сибири: Челябинске, Чите, Кызыле, Железногорске, Барнауле, Оби, Новосибирске, Новоалтайске – и это ещё не все «точки радости знакомства» с Новокупинской чинюшкой.

– Мы поздравляем школу № 105 и вас с успехом, но вернёмся к идее фестиваля. Такое мероприятие довольно сложно организовать, в том числе и финансово. Что собираетесь предпринимать?

– Думаю, в районе найдётся немало людей, кто поддержит нашу идею. Ведь это – большая честь нашему району – как образованию, так и культуре – провести такое мероприятие. Но грант писать надо обязательно, расходы будут значительные. А главное, что идею поддержало руководство школы.

– Успехов школе, музею и вам в реализации задуманного.