Межрегиональный фестиваль русской культуры «ВерховьЁ» ежегодно проводится на Малом Енисее в Республике Тыва. Учредители фестиваля, который проходил одновременно на нескольких площадках в селах Сизим и Эржей Каа-Хемского района, Агентство по делам национальностей и министерство культуры Республики Тыва.
В этом году на него была приглашена автор нашей новокупинской чинюшки, руководитель этнографического музея-мастерской народной игрушки «Маленькая школа» школы № 105 Татьяна Бернякович. Наш корреспондент попросил Татьяну Викторовну поделиться впечатлениями и обретениями.
«Октай, под ёлку!»
Все проходило в тайге. И для тех, кто, как я, впервые принимал участие в этом форуме, неожиданностью стало многое: умывание на роднике, переправы на паромах, ужины при костре, репетиции под огромной елью, лапами накрывающей территорию, кажется, в добрый десяток метров. Они же, эти лапы до земли, не давали разлетаться звукам, что позволяло репетировать и другим коллективам на других площадках лагеря.
Коллективы этнографической песни располагались на частной территории староверческой деревни Эржей. Достаточно сказать, что добирались туда несколько часов на автомобилях и переправлялись на двух паромах. На центральную площадку, где проходили общие мероприятия и ярмарка, также нужно было ехать до парома, переправляться через Малый Енисей и снова ехать на автобусе. Так что экзотики хватило.
Только на нашей площадке присутствовало более десятка коллективов и мастеров. География самая обширная: Бурятия, Красноярск, Ханты Мансийск, Хакасия, Тыва, Новосибирск…
Каждый из коллективов представлял уникальный аутентичный фольклор своего региона. Например, бурятский коллектив «Родник» исполнял семейские* духовные и бытовые песни своих предков – староверов, прошедших «своим хлебом» ** путь от Польши и Литвы до Забайкалья. Обряжение в костюмы двух-трёхсотлетней истории с «низками» огромных янтарных бус и сложнейшими головными уборами – отдельный мастер-класс, на который выстраивались очереди из желающих прикоснуться к такой старине.
Новосибирск достойно представлял коллектив «Купно» Областного Центра Фольклора и Этнографии (руководитель коллектива – Любовь Суровяк). Жюри отмечена высокая культура исполнения и точность соблюдения традиции нашими земляками.
Особая история
Концерт-экспромт для жителей села – традиция фестиваля. В воскресенье в наш лагерь явилась толпа народа, наполовину состоящая из детей – мал-мала-меньше! В колясках, держащиеся за штаны отцов и подолы матерей, бегущие стайкой. Такого количества малышей давно не видела в «свободном» движении. Мамаши и бабушки в невозможно нарядных платьях (вплоть до натуральной парчи!), передниках и платках. Мужчин меньше, но все бородатые, в рубахах навыпуск и подпоясанные «по уставу». Многие из нас смотрели не на площадку, а на экзотических зрителей.
Открытие и закрытие фестиваля – красочные, насыщенные действа – происходили на стационарной открытой площадке в селе Сизим, также в тайге, на берегу Енисея. Программа фестиваля включала в себя не только конкурсы и выставки, но и мастер-классы в самых разных жанрах.
Об уровне мероприятия говорит тот факт, что в качестве председателя жюри был приглашён Андрей Николаевич Котов – знаменитый в прошлом рок-музыкант, ныне фольклорист, руководитель ансамбля духовной музыки «Сирин», дирижёр, исполнитель. Его исполнение духовных стихов в сопровождении лиры и мастер-классы по вокалу – подлинный подарок всем и украшение фестиваля.
«А по знаменам можешь?»
Интересная история произошла на концерте. После исполнения духовного стиха Андреем Котовым к нему обратился седой старик с огромной бородой, сидевший в первом ряду: «А по знаменам петь можешь?». Кто понял – притихли, так как «знамёна» – это древнее, «донотное» письмо голосов (партий) в русском церковном пении. «Могу, – спокойно сказал Андрей Николаевич и попросил – принесите книгу!». Ему подали его книгу «Стихи умиленные. XI-XIX вв.». Он начал петь со страницы, повернув ее к старику, и тот, к удивлению всех, стал подпевать!
Выставки уникальных образцов русского женского костюма, головных платков, глиняных игрушек занимали всё здание школы села Эржей. Посетителей (участники фестиваля, местные жители, туристы) было так много, что группы стихийно формировались ещё на улице и входили в порядке очереди. Заслуга в сохранении и воссоздании костюмов из подлинных тканей по историческим лекалам полностью принадлежит руководителю фольклорного центра «Октай» – знаменитого на всю Россию (да уже и за рубежом) – Надежде Васильевне Пономаревой.
«Не корысти ради …»
Рассказывать о фестивале можно долго, но читателей, полагаем, интересуют результаты, с которыми вернулась наша участница. А они тоже впечатляют. Три мастер-класса по Новокупинской чинюшке, которые дала Татьяна Викторовна, не вмещали всех желающих поучиться изготовлению необычной игрушки. Получалось, что работали со зрителями, которые окружали сидящих. Проводились и индивидуальные занятия. Наш баннер, на котором логотип, название школы и музея, пришлось подарить музею Эржея, где он занял достойное место среди экспонатов.
Диплом лауреата III степени и денежная премия – так отмечено участие Татьяны Бернякович как мастера-игрушечника и автора нашего бренда – Новокупинской чинюшки.
– Кроме того, фонды музея игрушки пополнились артефактами от известного мастера Юрия Ахпашева – автора знаменитой тывинской игрушки, созданной им на основе изучения археологических образцов керамики скифского периода (выставка его работ готовится в Эрмитаже), – с гордостью похвалилась Татьяна Бернякович. – Подарены музею школы и работы «Животные степи», выполненные слепой мастерицей Эммой Сазыгбановной Ганашириной. Именно она стала лауреатом I степени.
Этими бесценными подарками мастеров продолжается деятельность музея игрушки в направлении обновления содержания именно авторскими (именными) работами, что делает наши фонды уникальными.
С точки зрения методики преподавания и организации детских творческих коллективов также получен интересный опыт, который планируется применить уже в наступающем учебном году. Внедрение его поможет расширить кругозор творческих ребят, даст им дополнительные технологические знания, углубит представления об этнографическом краеведении.
__________________________________
*Семейские – старообрядцы, высланные правительством России и Речи Посполитой в XVIII веке в Забайкалье.
** Своим хлебом – летом оседали и сеяли хлеб, осенью убирали урожай и шли дальше, кормились в пути своим хлебом, так шли 7 лет.
О правильном кормлении новорожденных детей, нехватке молока и сцеживании рассказала в неделю популяризации грудного вскармливания…
Четырехлетний малыш из Яркуля отдал свою копилку на помощь бойцам СВО. Сегодня в сельском совете…
В субботу такая пугающая новость быстро распространилась в мессенджерах купинцев Наш корреспондент связался с временно…
В районе продолжается заготовка кормов для сельскохозяйственных животных. Заготовлена большая часть сена и сенажа. Началась…
В рамках масштабного проекта «Сибирь – территория мужества» в Купинском районе стартовала областная профильная смена…
У деревни свои законы и правила. «Всякого отчество знают, да не всякого по отчеству величают»,…